Роскомназдор сможет блокировать доступ к AliExpress за неуплату налога‍

Правительство РФ обсуждает введение налога на зарубежных онлайн-ритейлеров, включая AliExpress, Amazon и eBay. В случае, если подготовленное по инициативе их российских конкурентов предложение будет принято, зарубежным интернет-магазинам придется покинуть российский рынок.

Поправки в Налоговый кодекс и закон «Об информации» разработаны Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ). В нее входят 37 российских ритейлеров, включая «Детский мир», «Юлмарт», Ozon.ru, re: Store, KupiVIP, Lamoda, «М.Видео», «Эльдорадо», сообщает «Коммерсант». В АКИТ считают, что сейчас их иностранные конкуренты имеют существенное преимуществ, поскольку освобождены от НДС и ввозных таможенных платежей при реализации товаров стоимостью до 1 тыс. евро и весом до 31 кг. Механизм их НДС-регистрации по аналогии со вступившим в силу 1 января 2017 года так называемым «налогом на Google» предусматривает, что компаниям придется встать на учет в налоговую службу и платить НДС в в размере 15,25% от конечной цены товара. Ранее эту величину определяли в «полноценные» 18 процентов.

Для иностранных компаний авторы проекта предлагают исчислять налог упрощенным методом — не 18% НДС, как в случае с «налогом на Google», — а 15,25% от конечной цены товара. Также поправки наделят Федеральную налоговую службы (ФНС) правом направлять ретейлеру требование о блокировке его сайта в случае неуплаты налога. Если такие меры не подействуют, то налоговики смогут обратиться в суд и в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к веб-странице продавца. В случае, если после этого компания совершит плату по налогам, она сможет быть разблокирована в течение трех дней после погашения НДС, говорит источник газеты.

Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов подтвердил в разговоре с «Коммерсантом», что такие документы ассоциация действительно разработала и в настоящее время обсуждает в правительстве. Он отметил, что его инициатива была разработана на основе президентского указа, принятого в мае этого года, который обязывает иностранных участников рынка наравне с российскими выполнять требования законодательства. В частности, в документе идет речь о необходимости принятия мер по ограничению доступа к программному обеспечению, товарам и услугам, которые иностранные организации предоставляют онлайн на территории России в случае, если они допустили нарушение закона.

В Минэкономразвития изданию ответили, что получили документы о соответствующей инициативе и в настоящее время изучают их и прорабатывают свою позицию. В Минфине «Коммерсанту» ответили, что «слышали о таких предложениях». в Минкомсвязи не предоставили оперативный комментарий, а в AliExpress от обсуждения вопроса отказались.
Усложнение процедуры продажи скорее заставит продавцов прекратить продавать свои товары в Россию, полагает гендиректор eBay в России и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов. «Это существенно сократит ассортимент товаров, поставляемых в нашу страну. Если говорить о eBay, иностранный продавец просто поставит галочку о том, что не доставляет товары в Россию»,— говорит он. В стоимость товаров зарубежных продавцов уже включены операционные издержки магазина, национальные налоги и сборы, более того, комиссия за использование интернет-площадки и платежной системы, продолжает господин Кретов. «На выбор покупки из-за рубежа влияет стоимость доставки и период ее ожидания: отсутствие этих факторов у российских магазинов — их конкурентное преимущество, о чем постоянно умалчивается. Кроме того, розничный импорт уже регулируется таможенными пошлинами»,— резюмирует он.

Предложения АКИТ носят запретительный характер, констатирует президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (включает Pony Express, La Redoute, PickPoint, eBay, Studio Moderna, arvato и др.) Александр Иванов. По его мнению, регистрация плательщиков в ФНС будет де-факто невозможна. «Например, на Alibaba — 3,6 млн продавцов, на eBay — более 1,5 млн, это только два крупнейших маркетплейса, есть и другие. ФНС физически не сможет обеспечить такую регистрацию»,— убежден он. При этом российский e-commerce занимает долю примерно в 0,7% от мирового, напоминает господин Иванов. «Ломать систему ради 0,7% смогут только компании, для которых Россия является определяющим рынком. Но в мире ничего не известно о хотя бы одной такой компании»,— категоричен он. Кроме того, попытки взимания НДС с зарубежных посылок во всех без исключения странах мира убыточны, так как операционные и административные расходы на это значительно превышают собранные суммы, утверждает господин Иванов.

Рынок, который предлагает отрегулировать АКИТ, продолжает резко расти: по оценке самой ассоциации, объем трансграничной торговли в первом полугодии 2017 года вырос на 34% по сравнению с тем же периодом 2016 года и составил 178 млрд руб. АКИТ прогнозирует, что по результатам 2017 года доля трансграничной торговли в обороте e-commerce в России составит 37%, а ее объем — 420 млрд руб.

Комментарии 0