5° | 8° Температура: 5°C | 8°C

Космос

Ученые всего мира изучают загадочные изменения яркости звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя

• Автор Сергей Некрасов

Ученые всего мира изучают загадочные изменения яркости звезды  KIC 8462852 в созвездии Лебедя. Согласно последним данным, не все ее «мигания» можно объяснить чисто теоретически.

Как заявляют планетологи в статье, размещенной в электронной библиотеке arXiv.org, ранее считалось, что яркость звезды меняется лишь в одном направлении.

Но звезда «иногда становится более яркой после периодов потускнения, не совместимо с большинством текущих гипотез», — заявил Джошуа Саймон из Института науки Карнеги в Пасадене.

Напомним, в середине октября 2015 года Табета Бойяджиан из Йельского университета и ее коллеги рассказали о необычных флуктуациях в яркости звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя.

Теория гласит, что это указывает на присутствие в ее окрестностях так называемой сферы Дайсона, созданной сверхразвитой цивилизацией инопланетян.

Изначально ряд скептиков пытался отрицать сам факт потускнения KIC 8462852 в краткосрочной и многолетней перспективе, но впоследствии ученые, работающие с телескопом «Кеплер», а также российские астрономы из Пулковской обсерватории, подтвердили то, что яркость этого светила падала в прошлом.

Саймон и его коллеги, работавшие с данными «Кеплера» в прошлом, открыли еще одно необычное свойство KIC 8462852, анализируя архивы двух других обсерваторий – проекта ASASSN, автоматизированной системы поиска сверхновых, и обзора ASAS, в рамках которого ученые непрерывно следят за всем ночным небом больше 10 лет.

Доступ к этим двум архивам позволил ученым решить сразу две задачи – понять, как яркость KIC 8462852 менялась в долгосрочном плане после того, как «Кеплер» вышел из строя и начал смотреть на другие участки неба, и узнать, как «звезда Табби» выглядела до 2009 года, когда был запущен космический телескоп.

Эти наблюдения указали на две интересных вещи. Во-первых, яркость «звезды пришельцев» продолжает падать в текущее время, и она снизилась примерно на 1,5%, немыслимое значение по меркам астрономии, с февраля 2015 года.

Вдобавок к этому, за последние 11 лет KIC 8462852 пережила два очень странных периода, когда ее яркость не понижалась, а повышалась на достаточно долгое время. Это ставит крест на всех «астероидных» и «планетных» теориях о ее потускнении, и налагает серьезные ограничения на другие, более экзотические сценарии, такие как столкновение лун или планет со звездой или существование на ее орбите гигантского кольца пыли шириной почти в миллиард километров.

Что именно вызвало эти повышения в яркости «звезды Табби», ученые пока не знают – для этого необходимо провести наблюдения за KIC 8462852 в разных частях ее спектра и понять, становится ли она более заметной во всех из них или только в некоторых областях видимого или инфракрасного излучения.

С другой стороны, Саймон и его команда уже сейчас считают, что открытая ими аномалия говорит в пользу того, что яркость «звезды пришельцев» меняется из-за сложных физических процессов в ее недрах, а не из-за каких-то объектов на ее орбите, будь то сфера Дайсона или рои из астероидов. Проверить это будет достаточно легко – если гипотеза планетологов верна, то яркость KIC 8462852 еще раз повысится в январе 2022 года.