Сегодня православные отмечают несколько праздников: память святых отцев VII Вселенского собора (787 год); память мученика Феотекна Антиохийского (III-IV века); память мучеников Евлампия и Евлампии (303-311 годы); память преподобного Вассиана (Василия) Константинопольского, игумена (V век); память преподобного Феофила Тивериопольского, исповедника (VIII век).
Также 23 октября совершается празднование в честь всех Волынских Святых; святителя Амфилохия Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1122 год); блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673 год); святителя Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского (1819 год); преподобного Амвросия Оптинского (1891 год).
Собор Волынских святых — праздник Русской православной церкви в воспоминание о возвращении Почаевской лавры из унии в Православие.
В состав Собора Волынских святых включены следующие святые:
- Равноапостальный Кирилл Философ, Моравский, учитель Словенский (+ 869, 14 (27) февраля, 11 (24) мая)
- Равноапостальный Мефодий Моравский, архиепископ, учитель Словенский (+ 885, память 6 (19) апреля, 11 (24) мая)
- Равноапостальная Ольга, вел. княгиня Российская (+ 969, память 11 (24) июля)
- Равноапостальный Владимир, вел. князь, просветитель Руси (+ 1015, память 15 (28) июля)
- Преподобный Варлаам Печерский, игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1065, память 19 ноября (2 декабря))
- Благоверный Ярополк Владимиро-Волынский, князь (+ 1086, память 22 ноября (5 декабря))
- Преподобный Стефан Печерский, Владимиро-Волынский, еп. (+ 1094, память 27 апреля (10 мая))
- Преподобный Нестор Летописец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1114, память 27 октября (10 ноября))
- Святитель Амфилохий Владимиро-Волынский, еп. (+ 1122, память 10 (23) октября)
- Преподобный Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143, память 14 (27) октября)
- Преподобный Нифонт Печерский, Новгородский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1156, память 8 (21) апреля)
- Благоверный Андрей Боголюбский, великий князь (+ 1174, память 29 июня (12 июля), 4 (17) июля)
- Преподобный Олег Брянский, князь (+ ок. 1285, память 20 сентября (3 октября))
- Благоверный Владимир Василькович, князь (+1288, память 10 (23) декабря)
- Святитель Петр Московский, митр., чудотворец (+ 1326, память 24 августа (6 сентября), 21 декабря (3 января))
- Преподобный Мефодий Почаевский (+ 1353)
- Святитель Феогност Киевский и Московский, митр. (+ 1353, память 14 (27) марта)
- Преподобный Киприан Московский и всея Руси, митр., чудотворец (+ 1406, 27 мая (9 июня), 16 (29) июля)
- Святитель Фотий Киевский, митр. (+ 1431, память 27 мая (9 июня), 2 (15) июля)
- Преподобный Феодор Острожский, Печерский, князь, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ ок. 1483, память 11 (24) августа)
- Праведная дева Иулиания, кн. Ольшанская, (+ ок. 1540-1550, память 6 (19) июля)
- Святитель Петр (Могила), митр. Киевский (+ 1646, память 31 декабря (13 января))
- Преподобномученик Афанасий Брестский, игумен (+ 1648, память 20 июля (2 августа), 5 (18) июля)
- Преподобный Иов Почаевский, игумен (+ 1651, память 6 (19) мая, 8 (21) августа, 28 августа(10 сентября), 28 октября (11 ноября))
- Преподобномученик Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, архим., чудотворец (+ 1678, память 13 (26) мая, 7 (20) июля)
- Мученик Даниил Братковский, страстостерпец Волынский (+1702, память 26 ноября(9 декабря))
- Святитель Иннокентий Иркутский, еп. (+ 1731, память 9 (22) февраля, 26 ноября (9 декабря))
- Священномученик Максим Сандович, свящ. Горлицкий (+ 1914, память 24 августа (6 сентября))
- Священномученик Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский (+ 1918, память 27 июля (9 августа))
- Мученик Николай Варжанский (+ 1918, память 23 августа (5 сентября))
- Священномученик Назарий (Лежава), митр. Кутаисский (+ 1924, память 14 (27) августа)
- Священномученик Александр Скальский, прот. (+ 1933, память 4 (17) января)
- Священномученик Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий (+ 1937, память 16 (29) декабря)
- Священноисповедник Василий Малахов, свящ. (+ 1937, память 11 (24) марта)
- Мученик Владимир Правдолюбов (+ 1937, память 21 сентября (4 октября))
- Преподобномученик Евгений (Выжва), игум. (+ 1937, память 7 (20) сентября)
- Священномученик Илия Бенеманский, свящ. (+ 1937, память 18 (31) декабря)
- Священномученик Корнилий Удилович, свящ. (+ 1937, память 24 ноября (7 декабря))
- Священномученик Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа (13 сентября))
- Священномученик Арефа Насонов, свящ. (+ 1938, память 28 декабря (10 января))
- Священномученик Павел, свящ., и мц. Иоанна Швайк (+ 1943)
- Священномученик Сергий Захарчук, свящ. (+ 1943)
- Священномученик Николай Голец, свящ. (+ 1944)
- Священномученик Петр Огрызенко, свящ. (+ 1944)
- Преподобный Амфилохий (Головатюк), Почаевский (+ 1970, память 29 апреля (12 мая), 19 декабря(1 января))
В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.
Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.
Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.
Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.
Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.
И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.
Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был «корчемником», имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки, святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании «омовения идолов», как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень, пишет сайт Neelov.ru. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Святые мученики Евлампий и Евлампия, родные брат и сестра, жили в начале IV века в городе Никомидии. Прочитав указ императора Максимиана (284 — 305) об осуждении каждого христианина на смертную казнь, Евлампии возмутился, что император вместо борьбы с врагами отечества вооружается против своих подданных. Юношу повели на суд и потребовали отречения от христианской веры. За отказ Евлампия вначале истязали железными орудиями, а затем положили на раскаленный железный одр. Внезапно старадалец изъявил желание посетить языческий храм. Судьи обрадовались, полагая, что сломили дух юного христианина. В капище Марса святой воскликнул: «Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, идол немой и бездушный, пади на землю н обратись в прах!». Идол с грохотом рухнул на землю. Народ возгласил: «Един Бог христианский, великий и сильный!» Святой снова был взят на мучения. В это время сестра страдальца Евлампия явилась пред судьями и объявила, что она тоже христианка. Евлампии ободрял сестру: «Не убойся, сестра, убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). После пыток мучеников бросили в раскаленную печь, но Господь и от огня сохранил их. Наконец, брата обезглавили, а сестра скончалась от мук.
Преподобный Вассиан родился в восточной Сирии. Он подвизался в Константинополе, где в то время правил благочестивый император Маркиан (450–457). В обители, игуменом которой был преподобный Вассиан, насчитывалось до трехсот иноков. Среди них была и преподобная Матрона, переодетая в мужское платье (память 9 ноября). В своем монастыре преподобный Вассиан дожил до глубокой старости, прославившись добродетельной жизнью и многими чудесами, и мирно отошел ко Господу.
Святой Феофил исповедник происходил из окрестностей Тивериады. В тринадцатилетнем возрасте святой тайно ушел из дома в Лавру на Селентийской горе, где духовно возрастал под руководством святого старца Стефана. Через три года святой Феофил принял постриг в иноческий чин. Когда родители святого узнали, где находится их сын, то пришли в обитель и просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтобы они могли основать новый монастырь поближе к его родному дому. Игумен повелел всем инокам соблюдать пост и молиться, чтобы получить знамение. На третий день в храме был услышан глас, благословлявший отпустить Феофила, ибо ему надлежало прославиться многими духовными подвигами в новой обители.
Наступило время правления беззаконного императора-иконоборца Льва Исавра (717–741). Святой Феофил открыто восстал против иконоборческого безумия. По императорскому повелению святого подвергли избиению, связанным водили, как преступника, по городу. Затем император передал Феофила в распоряжение своего сановника Ипатия. Тот всячески понуждал исповедника отречься от святых икон, но не смог поколебать его. Напротив, святой Феофил сумел переубедить самого Ипатия. Он привел в доказательство медного змия, воздвигнутого Моисеем, утверждение херувимов над Ковчегом Завета, наконец напомнил, как Сам Спаситель даровал князю Эдессы Авгарю Свой Нерукотворный Образ. Вразумленный этой беседой Ипатий добился у императора разрешения освободить святого. Исповедник вернулся в основанный им монастырь. Там он прожил недолго, в 716 году святой Феофил мирно отошел ко Господу.
Святитель Амфилохий епископствовал в одной из древнейших русских епархий – Владимиро-Волынской, учрежденной еще святым равноапостольным князем Владимиром. Святитель Амфилохий был третьим архипастырем на этой кафедре. Первым Владимиро-Волынским епископом был Стефан, поставленный самим равноапостольным Владимиром; его преемником – преподобный игумен Печерский Стефан (память 27 апреля), восприявший игуменство от преподобного Феодосия (память 3 мая). Святитель Амфилохий был хиротонисан во епископа 27 августа 1105 года митрополитом Киевским Никифором (1103–1121) и семнадцать лет управлял Владимиро-Волынской паствой. Всего несколько поколений отделяли его время от Крещения Руси, и святителю пришлось немало потрудиться в обращении ко Христу язычников, а также в искоренении языческих суеверий у новокрещеных и умирению княжеских междоусобиц.
Оставив святительство, он продолжил служение Богу в пещерах Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1122 году. Празднование его памяти – 10 октября, совместно с другими святыми Волынского края, было установлено в 1831 году, после возвращения Почаевской Лавры на Волыни к православию.
Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в городе Тотьме на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он всё раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему большую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел. Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Таин и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления.
Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский, родился в 1784 году в семье церковнослужителя. Учёный по призванию, он был человеком кротким, расположенным к молитвенному деланию и аскетической жизни.
Будучи профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, он написал двухтомный труд под названием «Начертание церковной истории от библейских времён до 18 века», который полстолетия служил руководством в церковных школах.
Владыка был дружен с митрополитом Филаретом (Дроздовым). Как деятельный противник модного тогда мистицизма, он был удалён из Санкт-Петербурга на епископскую кафедру сначала в Уфу, а затем в Пензу. Народ его почитал за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству.
Святитель скончался 10 октября 1819 года.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.