2° | 9° Температура: 2°C | 9°C

Поиск

Разное

23 октября православная церковь совершает празднование в честь всех Волынских Святых

  • Автор Сергей Затишьев

Сегодня православные отмечают несколько праздников: память святых отцев VII Вселенского собора (787 год); память мученика Феотекна Антиохийского (III-IV века); память мучеников Евлампия и Евлампии (303-311 годы); память преподобного Вассиана (Василия) Константинопольского, игумена (V век); память преподобного Феофила Тивериопольского, исповедника (VIII век).

Также 23 октября совершается празднование в честь всех Волынских Святых; святителя Амфилохия Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1122 год); блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673 год); святителя Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского (1819 год); преподобного Амвросия Оптинского (1891 год).

Собор Волынских святых — праздник Русской православной церкви в воспоминание о возвращении Почаевской лавры из унии в Православие.

В состав Собора Волынских святых включены следующие святые:

  • Равноапостальный Кирилл Философ, Моравский, учитель Словенский (+ 869, 14 (27) февраля, 11 (24) мая)
  • Равноапостальный Мефодий Моравский, архиепископ, учитель Словенский (+ 885, память 6 (19) апреля, 11 (24) мая)
  • Равноапостальная Ольга, вел. княгиня Российская (+ 969, память 11 (24) июля)
  • Равноапостальный Владимир, вел. князь, просветитель Руси (+ 1015, память 15 (28) июля)
  • Преподобный Варлаам Печерский, игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1065, память 19 ноября (2 декабря))
  • Благоверный Ярополк Владимиро-Волынский, князь (+ 1086, память 22 ноября (5 декабря))
  • Преподобный Стефан Печерский, Владимиро-Волынский, еп. (+ 1094, память 27 апреля (10 мая))
  • Преподобный Нестор Летописец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1114, память 27 октября (10 ноября))
  • Святитель Амфилохий Владимиро-Волынский, еп. (+ 1122, память 10 (23) октября)
  • Преподобный Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143, память 14 (27) октября)
  • Преподобный Нифонт Печерский, Новгородский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1156, память 8 (21) апреля)
  • Благоверный Андрей Боголюбский, великий князь (+ 1174, память 29 июня (12 июля), 4 (17) июля)
  • Преподобный Олег Брянский, князь (+ ок. 1285, память 20 сентября (3 октября))
  • Благоверный Владимир Василькович, князь (+1288, память 10 (23) декабря)
  • Святитель Петр Московский, митр., чудотворец (+ 1326, память 24 августа (6 сентября), 21 декабря (3 января))
  • Преподобный Мефодий Почаевский (+ 1353)
  • Святитель Феогност Киевский и Московский, митр. (+ 1353, память 14 (27) марта)
  • Преподобный Киприан Московский и всея Руси, митр., чудотворец (+ 1406, 27 мая (9 июня), 16 (29) июля)
  • Святитель Фотий Киевский, митр. (+ 1431, память 27 мая (9 июня), 2 (15) июля)
  • Преподобный Феодор Острожский, Печерский, князь, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ ок. 1483, память 11 (24) августа)
  • Праведная дева Иулиания, кн. Ольшанская, (+ ок. 1540-1550, память 6 (19) июля)
  • Святитель Петр (Могила), митр. Киевский (+ 1646, память 31 декабря (13 января))
  • Преподобномученик Афанасий Брестский, игумен (+ 1648, память 20 июля (2 августа), 5 (18) июля)
  • Преподобный Иов Почаевский, игумен (+ 1651, память 6 (19) мая, 8 (21) августа, 28 августа(10 сентября), 28 октября (11 ноября))
  • Преподобномученик Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, архим., чудотворец (+ 1678, память 13 (26) мая, 7 (20) июля)
  • Мученик Даниил Братковский, страстостерпец Волынский (+1702, память 26 ноября(9 декабря))
  • Святитель Иннокентий Иркутский, еп. (+ 1731, память 9 (22) февраля, 26 ноября (9 декабря))
  • Священномученик Максим Сандович, свящ. Горлицкий (+ 1914, память 24 августа (6 сентября))
  • Священномученик Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский (+ 1918, память 27 июля (9 августа))
  • Мученик Николай Варжанский (+ 1918, память 23 августа (5 сентября))
  • Священномученик Назарий (Лежава), митр. Кутаисский (+ 1924, память 14 (27) августа)
  • Священномученик Александр Скальский, прот. (+ 1933, память 4 (17) января)
  • Священномученик Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий (+ 1937, память 16 (29) декабря)
  • Священноисповедник Василий Малахов, свящ. (+ 1937, память 11 (24) марта)
  • Мученик Владимир Правдолюбов (+ 1937, память 21 сентября (4 октября))
  • Преподобномученик Евгений (Выжва), игум. (+ 1937, память 7 (20) сентября)
  • Священномученик Илия Бенеманский, свящ. (+ 1937, память 18 (31) декабря)
  • Священномученик Корнилий Удилович, свящ. (+ 1937, память 24 ноября (7 декабря))
  • Священномученик Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа (13 сентября))
  • Священномученик Арефа Насонов, свящ. (+ 1938, память 28 декабря (10 января))
  • Священномученик Павел, свящ., и мц. Иоанна Швайк (+ 1943)
  • Священномученик Сергий Захарчук, свящ. (+ 1943)
  • Священномученик Николай Голец, свящ. (+ 1944)
  • Священномученик Петр Огрызенко, свящ. (+ 1944)
  • Преподобный Амфилохий (Головатюк), Почаевский (+ 1970, память 29 апреля (12 мая), 19 декабря(1 января))

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Свя­той му­че­ник Фе­о­дот и свя­тые му­че­ни­цы семь дев – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия – жи­ли во 2-й по­ло­вине III ве­ка в го­ро­де Ан­ки­ре, Га­ла­тий­ской об­ла­сти, и му­че­ни­че­ски скон­ча­лись за Хри­ста в на­ча­ле IV ве­ка. Свя­той Фе­о­дот был «кор­чем­ни­ком», имел свою го­сти­ни­цу, был же­нат. Уже то­гда он до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства: со­блю­дал чи­сто­ту и це­ло­муд­рие, вос­пи­ты­вал в се­бе воз­дер­жа­ние, по­ко­рял плоть ду­ху, упраж­ня­ясь в по­сте и мо­лит­ве. Сво­и­ми бе­се­да­ми он при­во­дил иуде­ев и языч­ни­ков к хри­сти­ан­ской ве­ре, а греш­ни­ков – к рас­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию. Свя­той Фе­о­дот вос­при­ял от Гос­по­да дар ис­це­ле­ний и вра­че­вал боль­ных воз­ло­же­ни­ем на них рук.

Во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) на хри­сти­ан в го­род Ан­ки­ру был на­зна­чен из­вест­ный сво­ей же­сто­ко­стью пра­ви­тель Фео­текн. Мно­гие хри­сти­ане бе­жа­ли из го­ро­да, остав­ляя свои до­ма и иму­ще­ство. Фео­текн опо­ве­стил всех хри­сти­ан, что они обя­за­ны при­не­сти жерт­ву идо­лам, в слу­чае же от­ка­за бу­дут пре­да­ны на му­че­ния и смерть. Языч­ни­ки при­во­ди­ли хри­сти­ан на му­че­ния, а иму­ще­ство их рас­хи­ща­ли.

В стране на­сту­пил го­лод. В эти су­ро­вые дни свя­той Фе­о­дот в сво­ей го­сти­ни­це да­вал при­ют хри­сти­а­нам, остав­шим­ся без кро­ва, пи­тал их, скры­вал под­вер­гав­ших­ся пре­сле­до­ва­нию, из сво­их за­па­сов да­вал в ра­зо­рен­ные церк­ви все необ­хо­ди­мое для со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Он бес­страш­но про­ни­кал в тюрь­мы, ока­зы­вая по­мощь невин­но осуж­ден­ным, убеж­дая быть до кон­ца вер­ны­ми Хри­сту Спа­си­те­лю. Фе­о­дот не стра­шил­ся по­гре­бать остан­ки свя­тых му­че­ни­ков, тай­но уно­ся их или вы­ку­пая за день­ги у во­и­нов. Ко­гда в Ан­ки­ре хри­сти­ан­ские церк­ви бы­ли ра­зо­ре­ны и за­кры­ты, Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию ста­ли со­вер­шать в его го­сти­ни­це. Со­зна­вая, что ему то­же пред­сто­ит му­че­ни­че­ский по­двиг, свя­той Фе­о­дот в бе­се­де со свя­щен­ни­ком Фрон­то­ном пред­ска­зал, что ему в ско­ром вре­ме­ни до­ста­вят му­че­ни­че­ские мо­щи на ме­сто, вы­бран­ное ими обо­и­ми. В под­твер­жде­ние этих слов свя­той Фе­о­дот от­дал свой пер­стень свя­щен­ни­ку.

В то вре­мя смерть за Хри­ста при­ня­ли семь свя­тых дев, из ко­то­рых стар­шая, свя­тая Те­ку­са, бы­ла тет­кой свя­то­го Фе­о­до­та. Свя­тые де­вы – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия с юных лет по­свя­ти­ли се­бя Бо­гу, жи­ли в по­сто­ян­ных мо­лит­вах, по­сте, воз­дер­жа­нии, доб­рых де­лах и все до­стиг­ли стар­че­ско­го воз­рас­та. При­ве­ден­ные на суд как хри­сти­ан­ки, свя­тые де­вы му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ли пе­ред Фео­тек­ном свою ве­ру во Хри­ста и бы­ли пре­да­ны ис­тя­за­ни­ям, но оста­лись непо­ко­ле­би­мы­ми. То­гда пра­ви­тель пре­дал их бес­стыд­ным юно­шам на осквер­не­ние. Свя­тые де­вы го­ря­чо мо­ли­лись, про­ся у Бо­га по­мо­щи. Свя­тая Те­ку­са упа­ла к но­гам юно­шей, сняв го­лов­ное по­кры­ва­ло, по­ка­за­ла им свою се­дую го­ло­ву. Юно­ши опом­ни­лись, са­ми за­пла­ка­ли и ушли прочь. То­гда пра­ви­тель по­ве­лел, чтобы свя­тые при­ня­ли уча­стие в празд­но­ва­нии «омо­ве­ния идо­лов», как это со­вер­ша­ли язы­че­ские жри­цы, но свя­тые де­вы сно­ва от­ка­за­лись. За это они бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Каж­дой на шею был при­вя­зан тя­же­лый ка­мень, и все семь свя­тых дев бы­ли утоп­ле­ны в озе­ре. В сле­ду­ю­щую ночь свя­тая Те­ку­са яви­лась во сне свя­то­му Фе­о­до­ту, про­ся до­стать те­ла их и по­хо­ро­нить по-хри­сти­ан­ски. Свя­той Фе­о­дот, взяв с со­бой сво­е­го дру­га По­ли­хро­ния и дру­гих хри­сти­ан, на­пра­вил­ся к озе­ру. Бы­ло тем­но, и путь ука­зы­ва­ла го­ря­щая лам­па­да. Меж­ду тем пе­ред стра­жей, по­став­лен­ной языч­ни­ка­ми на бе­ре­гу озе­ра, явил­ся свя­той му­че­ник Со­сандр. Устра­шен­ная стра­жа об­ра­ти­лась в бег­ство. Ве­тер ото­гнал во­ду на дру­гую сто­ро­ну озе­ра. Хри­сти­ане по­до­шли к те­лам свя­тых му­че­ниц и увез­ли их к церк­ви, где и пре­да­ли по­гре­бе­нию. Узнав о по­хи­ще­нии тел свя­тых му­че­ниц, пра­ви­тель при­шел в ярость и при­ка­зал хва­тать без раз­бо­ра всех хри­сти­ан и пре­да­вать их му­че­ни­ям. Был схва­чен и По­ли­хро­ний. Не вы­дер­жав ис­тя­за­ний, он ука­зал на свя­то­го Фе­о­до­та как ви­нов­ни­ка по­хи­ще­ния тел. Свя­той Фе­о­дот стал го­то­вить­ся к смер­ти за Хри­ста; воз­не­ся вме­сте со все­ми хри­сти­а­на­ми усерд­ные мо­лит­вы, он за­ве­щал от­дать его те­ло свя­щен­ни­ку Фрон­то­ну, ко­то­ро­му ра­нее от­дал свой пер­стень, пишет сайт Neelov.ru. Свя­той пред­стал пе­ред су­дом. Ему по­ка­за­ли раз­лич­ные ору­дия му­че­ний и вме­сте с тем обе­ща­ли боль­шие по­че­сти и бо­гат­ство, ес­ли он от­ре­чет­ся от Хри­ста. Свя­той Фе­о­дот про­сла­вил Гос­по­да Иису­са Хри­ста, ис­по­ве­дал свою ве­ру в Него. В яро­сти языч­ни­ки пре­да­ли свя­то­го про­дол­жи­тель­ным ис­тя­за­ни­ям, но си­ла Бо­жия под­дер­жа­ла свя­то­го му­че­ни­ка. Он остал­ся жив и был от­ве­ден в тем­ни­цу. На сле­ду­ю­щее утро пра­ви­тель вновь при­ка­зал ис­тя­зать свя­то­го, но вско­ре по­нял, что по­ко­ле­бать его му­же­ство невоз­мож­но. То­гда он по­ве­лел от­сечь го­ло­ву му­че­ни­ку. Казнь со­вер­ши­лась, но под­няв­ша­я­ся бу­ря по­ме­ша­ла во­и­нам сжечь те­ло му­че­ни­ка. Во­и­ны, си­дя в па­лат­ке, оста­лись сте­речь те­ло. В это вре­мя свя­щен­ник Фрон­тон про­хо­дил близ­ле­жа­щей до­ро­гой, ве­дя ос­ла с по­кла­жей ви­на из сво­е­го ви­но­град­ни­ка. Око­ло ме­ста, где ле­жа­ло те­ло свя­то­го Фе­о­до­та, осел вдруг упал. Во­и­ны по­мог­ли под­нять его и рас­ска­за­ли Фрон­то­ну, что сте­ре­гут те­ло каз­нен­но­го хри­сти­а­ни­на Фе­о­до­та. Свя­щен­ник по­нял, что Гос­подь про­мыс­ли­тель­но при­вел его сю­да. Он воз­ло­жил свя­тые остан­ки на ос­ла и при­вез их на ме­сто, ука­зан­ное свя­тым Фе­о­до­том для сво­е­го по­гре­бе­ния, и с че­стью пре­дал зем­ле. Впо­след­ствии он воз­двиг на этом ме­сте цер­ковь. Свя­той Фе­о­дот при­нял смерть за Хри­ста 7 июня 303 или 304 го­да, а вос­по­ми­на­ет­ся его па­мять 18 мая, в день смер­ти свя­тых дев.

 

Святые мученики Евлампий и Евлампия, родные брат и сестра, жили в начале IV века в городе Никомидии. Прочитав указ императора Максимиана (284 — 305) об осуждении каждого христианина на смертную казнь, Евлампии возмутился, что император вместо борьбы с врагами отечества вооружается против своих подданных. Юношу повели на суд и потребовали отречения от христианской веры. За отказ Евлампия вначале истязали железными орудиями, а затем положили на раскаленный железный одр. Внезапно старадалец изъявил желание посетить языческий храм. Судьи обрадовались, полагая, что сломили дух юного христианина. В капище Марса святой воскликнул: «Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, идол немой и бездушный, пади на землю н обратись в прах!». Идол с грохотом рухнул на землю. Народ возгласил: «Един Бог христианский, великий и сильный!» Святой снова был взят на мучения. В это время сестра страдальца Евлампия явилась пред судьями и объявила, что она тоже христианка. Евлампии ободрял сестру: «Не убойся, сестра, убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). После пыток мучеников бросили в раскаленную печь, но Господь и от огня сохранил их. Наконец, брата обезглавили, а сестра скончалась от мук.

Пре­по­доб­ный Вас­си­ан ро­дил­ся в во­сточ­ной Си­рии. Он под­ви­зал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, где в то вре­мя пра­вил бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор Мар­ки­ан (450–457). В оби­те­ли, игу­ме­ном ко­то­рой был пре­по­доб­ный Вас­си­ан, на­счи­ты­ва­лось до трех­сот ино­ков. Сре­ди них бы­ла и пре­по­доб­ная Мат­ро­на, пе­ре­оде­тая в муж­ское пла­тье (па­мять 9 но­яб­ря). В сво­ем мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Вас­си­ан до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, про­сла­вив­шись доб­ро­де­тель­ной жиз­нью и мно­ги­ми чу­де­са­ми, и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Свя­той Фе­о­фил ис­по­вед­ник про­ис­хо­дил из окрест­но­стей Ти­ве­ри­а­ды. В три­на­дца­ти­лет­нем воз­расте свя­той тай­но ушел из до­ма в Лав­ру на Се­лен­тий­ской го­ре, где ду­хов­но воз­рас­тал под ру­ко­вод­ством свя­то­го стар­ца Сте­фа­на. Через три го­да свя­той Фе­о­фил при­нял по­стриг в ино­че­ский чин. Ко­гда ро­ди­те­ли свя­то­го узна­ли, где на­хо­дит­ся их сын, то при­шли в оби­тель и про­си­ли игу­ме­на от­пу­стить Фе­о­фи­ла и несколь­ких бра­тьев, чтобы они мог­ли ос­но­вать но­вый мо­на­стырь по­бли­же к его род­но­му до­му. Игу­мен по­ве­лел всем ино­кам со­блю­дать пост и мо­лить­ся, чтобы по­лу­чить зна­ме­ние. На тре­тий день в хра­ме был услы­шан глас, бла­го­слов­ляв­ший от­пу­стить Фе­о­фи­ла, ибо ему над­ле­жа­ло про­сла­вить­ся мно­ги­ми ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми в но­вой оби­те­ли.

На­сту­пи­ло вре­мя прав­ле­ния без­за­кон­но­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра (717–741). Свя­той Фе­о­фил от­кры­то вос­стал про­тив ико­но­бор­че­ско­го безу­мия. По им­пе­ра­тор­ско­му по­ве­ле­нию свя­то­го под­верг­ли из­би­е­нию, свя­зан­ным во­ди­ли, как пре­ступ­ни­ка, по го­ро­ду. За­тем им­пе­ра­тор пе­ре­дал Фе­о­фи­ла в рас­по­ря­же­ние сво­е­го са­нов­ни­ка Ипа­тия. Тот вся­че­ски по­нуж­дал ис­по­вед­ни­ка от­речь­ся от свя­тых икон, но не смог по­ко­ле­бать его. На­про­тив, свя­той Фе­о­фил су­мел пе­ре­убе­дить са­мо­го Ипа­тия. Он при­вел в до­ка­за­тель­ство мед­но­го змия, воз­двиг­ну­то­го Мо­и­се­ем, утвер­жде­ние хе­ру­ви­мов над Ков­че­гом За­ве­та, на­ко­нец на­пом­нил, как Сам Спа­си­тель да­ро­вал кня­зю Эдес­сы Ав­га­рю Свой Неру­ко­твор­ный Об­раз. Вра­зум­лен­ный этой бе­се­дой Ипа­тий до­бил­ся у им­пе­ра­то­ра раз­ре­ше­ния осво­бо­дить свя­то­го. Ис­по­вед­ник вер­нул­ся в ос­но­ван­ный им мо­на­стырь. Там он про­жил недол­го, в 716 го­ду свя­той Фе­о­фил мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий епи­скоп­ство­вал в од­ной из древ­ней­ших рус­ских епар­хий – Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ской, учре­жден­ной еще свя­тым рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром. Свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий был тре­тьим ар­хи­пас­ты­рем на этой ка­фед­ре. Пер­вым Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ским епи­ско­пом был Сте­фан, по­став­лен­ный са­мим рав­ноап­о­столь­ным Вла­ди­ми­ром; его пре­ем­ни­ком – пре­по­доб­ный игу­мен Пе­чер­ский Сте­фан (па­мять 27 ап­ре­ля), вос­при­яв­ший игу­мен­ство от пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять 3 мая). Свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па 27 ав­гу­ста 1105 го­да мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Ни­ки­фо­ром (1103–1121) и сем­на­дцать лет управ­лял Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ской паст­вой. Все­го несколь­ко по­ко­ле­ний от­де­ля­ли его вре­мя от Кре­ще­ния Ру­си, и свя­ти­те­лю при­шлось нема­ло по­тру­дить­ся в об­ра­ще­нии ко Хри­сту языч­ни­ков, а так­же в ис­ко­ре­не­нии язы­че­ских суе­ве­рий у но­во­кре­ще­ных и уми­ре­нию кня­же­ских меж­до­усо­биц.

Оста­вив свя­ти­тель­ство, он про­дол­жил слу­же­ние Бо­гу в пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, где и скон­чал­ся в 1122 го­ду. Празд­но­ва­ние его па­мя­ти – 10 ок­тяб­ря, сов­мест­но с дру­ги­ми свя­ты­ми Во­лын­ско­го края, бы­ло уста­нов­ле­но в 1831 го­ду, по­сле воз­вра­ще­ния По­ча­ев­ской Лав­ры на Во­лы­ни к пра­во­сла­вию.

Бла­жен­ный Ан­дрей То­тем­ский ро­дил­ся в 1638 го­ду в се­ле Усть-То­тем­ском и уже в от­ро­че­стве оста­вил мир. По бла­го­сло­ве­нию Сте­фа­на, игу­ме­на Вос­кре­сен­ско­го мо­на­сты­ря в Га­ли­че, Ан­дрей при­нял на се­бя труд­ный по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди. Бла­жен­ный по­се­лил­ся в го­ро­де Тотьме на бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны у церк­ви Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Зи­мой и ле­том он хо­дил бо­сой, в рва­ной одеж­де, пи­та­ясь толь­ко хле­бом и во­дой и то в та­ком ма­лом ко­ли­че­стве, чтобы толь­ко не уме­реть с го­ло­да, и мо­лил­ся день и ночь. Ес­ли ему что-ни­будь по­да­ва­ли, он всё раз­да­вал ни­щим. За свои по­дви­ги и тру­ды бла­жен­ный Ан­дрей удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды зи­мой к юро­ди­во­му явил­ся сле­пой по име­ни Ажи­бо­кай, пред­ла­гая ему боль­шую сум­му де­нег и про­ся ис­це­ле­ния, но юро­ди­вый убе­жал. То­гда Ажи­бо­кай вы­мыл гла­за сне­гом, на ко­то­ром сто­ял бла­жен­ный, и тут же про­зрел. Бла­жен­но­му Ан­дрею бы­ло от­кры­то вре­мя его кон­чи­ны. Он ис­по­ве­дал­ся, при­ча­стил­ся Свя­тых Та­ин и мир­но ото­шел к Бо­гу. Над его мо­ги­лой бы­ла воз­двиг­ну­та ко­ло­коль­ня хра­ма свя­то­го му­че­ни­ка Ан­дрея Стра­ти­ла­та (па­мять 19 ав­гу­ста), имя ко­то­ро­го он но­сил. У гро­ба бла­жен­но­го за­сви­де­тель­ство­ва­ны мно­гие ис­це­ле­ния.

Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий (Смир­нов), епи­скоп Пен­зен­ский, ро­дил­ся в 1784 го­ду в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля. Учё­ный по при­зва­нию, он был че­ло­ве­ком крот­ким, рас­по­ло­жен­ным к мо­лит­вен­но­му де­ла­нию и ас­ке­ти­че­ской жиз­ни.

Бу­дучи про­фес­со­ром Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, он на­пи­сал двух­том­ный труд под на­зва­ни­ем «На­чер­та­ние цер­ков­ной ис­то­рии от биб­лей­ских вре­мён до 18 ве­ка», ко­то­рый пол­сто­ле­тия слу­жил ру­ко­вод­ством в цер­ков­ных шко­лах.

Вла­ды­ка был дру­жен с мит­ро­по­ли­том Фила­ре­том (Дроз­до­вым). Как де­я­тель­ный про­тив­ник мод­но­го то­гда ми­сти­циз­ма, он был уда­лён из Санкт-Пе­тер­бур­га на епи­скоп­скую ка­фед­ру сна­ча­ла в Уфу, а за­тем в Пен­зу. На­род его по­чи­тал за ас­ке­ти­че­ское жи­тие и чу­де­са, со­вер­ша­е­мые по его мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству.

Свя­ти­тель скон­чал­ся 10 ок­тяб­ря 1819 го­да.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.