Сегодня церковь вспоминает всех преподобных Оптинских старцев – 24 октября 2017 года

24 октября 2017 года — день памяти всех преподобных Оптинских старцев. Также в этот день  церковь чтит память апостола Филиппа, единого от семи диаконов (I век); преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского (около 850 года); преподобного Льва Оптинского (1841 год).

Какие еще святые вспоминаются церковью 24 октября 2017 года: священномученики Филарет Великанов и Александр Гривский, пресвитеры (1918 год); преподобный Феофан, постник Печерский, в Ближних пещерах (XII век); мученицы Зинаиди и Филонилла (I век).

 

Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской, был женат и имел детей.

После Сошествия Святого Духа двенадцать апостолов поставили его на диаконское служение в Иерусалимской Церкви и поручили, как и прочим шести диаконам, заведовать приношениями верующих и заботиться о вдовах, сиротах, убогих. Старшим среди семи перводиаконов был святой архидиакон Стефан, пишет Neelov.ru. Когда начались гонения, и первомученика Стефана иудеи побили камнями, апостол Филипп покинул Иерусалим. Он переселился в Самарию, и там успешно проповедовал христианство. В числе обращенных апостолом был знаменитый волхв Симон, который, «крестившись, не отходил от Филиппа» (Деян. 8, 9 — 13).

По указанию Ангела Господня апостол отправился на дорогу, соединявшую Иерусалим с Газой, и там встретил сановника царицы Эфиопской, которого тоже обратил в христианство (Деян. 8, 26 — 39). Святой апостол Филипп неутомимо проповедовал Слово Божие во многих странах Ближнего Востока, расположенных рядом с Палестиной. В Иерусалиме апостолы рукоположили его в сан епископа и послали в Лидию, где он крестил многих. Скончался святой Филипп в глубокой старости.

Пре­по­доб­ный Фе­о­фан ис­по­вед­ник и брат его Фе­о­дор ис­по­вед­ник На­чер­тан­ные ро­ди­лись в Иеру­са­ли­ме от ро­ди­те­лей-хри­сти­ан. Стар­шим был Фе­о­дор. Он с ран­не­го дет­ства из­бе­гал дет­ских за­бав и лю­бил по­се­щать цер­ков­ные служ­бы. Вме­сте с млад­шим бра­том Фе­о­фа­ном (па­мять 11 ок­тяб­ря) он был от­дан на обу­че­ние пре­сви­те­ру в Лав­ре свя­то­го Сав­вы. Оба бра­та при­ня­ли ино­че­ство; свя­той Фе­о­дор был воз­ве­ден в сан пре­сви­те­ра.

Ко­гда им­пе­ра­тор-ико­но­бо­рец Лев V Ар­мя­нин (813–820), из­гнав бла­го­че­сти­во­го ца­ря Ми­ха­и­ла I Ран­га­ва (811–813), стал по­кро­ви­тель­ство­вать ико­но­бор­че­ской ере­си, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский по­слал обо­их бра­тьев в Кон­стан­ти­но­поль для за­щи­ты пра­во­сла­вия. При­быв в ви­зан­тий­скую сто­ли­цу, свя­тые ис­по­вед­ни­ки сме­ло вы­сту­па­ли в за­щи­ту ико­но­по­чи­та­ния. В сло­вес­ном со­стя­за­нии Лев V был по­срам­лен. Он при­ка­зал нещад­но бить обо­их бра­тьев, а по­том со­слал их в за­то­че­ние и стро­го за­пре­тил по­мо­гать им в чем-ли­бо.

При сле­ду­ю­щих им­пе­ра­то­рах, Ми­ха­и­ле II (820–829) и осо­бен­но при яром ико­но­бор­це Фе­о­фи­ле (829–842), обо­их бра­тьев вер­ну­ли из ссыл­ки и опять уго­ва­ри­ва­ли при­со­еди­нить­ся к ико­но­бор­че­ской ере­си, но они всё так же твер­до и му­же­ствен­но пре­тер­пе­ли все му­че­ния и сно­ва бы­ли из­гна­ны. Но немно­го спу­стя их вы­зва­ли опять. На этот раз их под­верг­ли же­сто­ко­му из­би­е­нию, и, на­ко­нец, над ни­ми бы­ло со­вер­ше­но неви­дан­ное ис­тя­за­ние. Рас­ка­лен­ны­ми иг­ла­ми на их ли­ца на­нес­ли яко­бы по­зо­ря­щие их над­пи­си – 12 сти­хо­твор­ных строк, в ко­то­рых о свя­тых ис­по­вед­ни­ках го­во­ри­лось как о «со­су­дах суе­вер­но­го за­блуж­де­ния». От­сю­да утвер­див­ше­е­ся за свя­ты­ми бра­тья­ми на­име­но­ва­ние На­чер­тан­ных. Пе­ред пыт­кой свя­то­го Фе­о­до­ра го­род­ской епарх про­сил один лишь раз при­ча­стить­ся вме­сте с ико­но­бор­ца­ми, – за это им обе­ща­ли сво­бо­ду. Но свя­той му­че­ник от­ве­тил: «Это всё рав­но, как бы вы ска­за­ли: «Мы толь­ко от­ру­бим те­бе го­ло­ву, а по­том иди, ку­да хо­чешь». По­сле пыт­ки свя­тых бра­тьев за­то­чи­ли в ме­стеч­ке Апа­мее, где свя­той Фе­о­дор скон­чал­ся ок. 840 го­да. Свя­той Фе­о­фан до­жил до окон­ча­ния ико­но­бор­че­ской ере­си и скон­чал­ся в сане епи­ско­па Ни­кей­ско­го. Пре­по­доб­ный Фе­о­фан был ав­то­ром мно­гих со­чи­не­ний в за­щи­ту пра­во­сла­вия. Мо­щи пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра бы­ли пе­ре­не­се­ны в Хал­ки­дон, где от них со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния.

 

Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.

В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.

В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.

Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.

Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного, 11/24 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.

24 октября 2017 года — Собор преподобных Оптинских старцев

24 ок­тяб­ря (11 ок­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю) Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь чтит па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных оп­тин­ских стар­цев:

  • Льва (Наголкина)(† 1841)
  • Ма­ка­рия (Иванова)(† 1860)
  • Мо­и­сея (Путилова) († 1862)
  • Ан­то­ния (Путилова) († 1865)
  • Ила­ри­о­на (Пономарева) († 1873)
  • Ам­вро­сия (Гренкова) († 1891)
  • Ана­то­лия (Зерцалова) († 1894)
  • Иса­а­кия (Антимонова) († 1894)
  • Иоси­фа (Литовкина) († 1911)
  • Вар­со­но­фия (Плиханкова) († 1913)
  • Ана­то­лия (Потапова) († 1922)
  • Нек­та­рия (Тихонова) († 1928)
  • Ни­ко­на (Беляева), ис­по­вед­ни­ка († 1931)
  • прмч. Иса­а­кия (Бобракова) († 1938)

Про­зва­ние Пост­ник, с ко­то­рым из­ве­стен пре­по­доб­ный Фе­о­фан, ука­зы­ва­ет, что стро­гий пост был тем пу­тем, ко­то­рым он при­бли­зил­ся к Гос­по­ду. Мо­щи пре­по­доб­но­го Фе­о­фа­на Пост­ни­ка от­кры­то по­чи­ва­ют в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре. Об­сто­я­тель­ства жиз­ни его не опи­са­ны в па­мят­ни­ках Лав­ры.

Му­че­ни­цы Зи­на­и­да и Фило­нил­ла, род­ствен­ни­цы свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, бы­ли ро­дом из Тар­са. Свя­тые оста­ви­ли свой дом и по­се­ли­лись в пе­ще­ре близ го­ро­да Ди­мит­ри­а­ды и жи­ли там в непре­стан­ных мо­лит­вах и тру­дах. Они вла­де­ли вра­чеб­ным ис­кус­ством и охот­но ле­чи­ли всех, кто об­ра­щал­ся к ним за по­мо­щью, ис­це­ляя их ду­ши об­ра­ще­ни­ем к Ис­тин­но­му Бо­гу. За свя­тую рев­ность о Гос­по­де про­по­вед­ни­цы при­ня­ли му­че­ни­че­ский ве­нец: идо­ло­по­клон­ни­ки по­би­ли их кам­ня­ми.

Комментарии 0