В Димитриевскую субботу православные ходят на могилы своих близких и родственников

Димитриевская родительская суббота в 2017 году приходится не на ноябрь, как это бывает обычно, а на самый конец октября. В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери (4 ноября).

День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) был установлен после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.

Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан.

Как и в другие родительские субботы, утром совершаются заупокойная Литургия и панихида, информирует портал Neelov.ru. Накануне вечером служится Великая панихида – Парастас. Перевод этого слова с греческого – «предстояние», «ходатайство» – отражает смысл и значение родительских суббот для верующих.

Люди, чей земной путь закончился, уже не могут исправить своих ошибок и покаяться в своих грехах, но живые могут просить у Господа милости для них. Ежедневно христиане молятся за умерших близких, а 7 раз в году вся Русская Православная Церковь обращается к Богу, предстательствуя за всех своих умерших чад.

Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.

Тысячи православных христиан заходят в этот день в храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких.

Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение.

У славян поминальные дни в народном календаре не совпадают с «Родительскими субботам» церковного календаря; в народе отмечаются не все «родительские субботы» церковного календаря. В обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей, перед Троицей, перед Покровом и перед Дмитровым днём.

В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами. У восточных славян главными календарными поминальными днями во многих местах считались: Радоница, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота.

Родительская суббота — в православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан, и прежде всего своих почивших родителях. Канонические дни посещения могил предков и других родственников, где совершаются панихиды.

Днями особого поминовения усопших в Православной церкви являются пять родительских суббот: Мясопустная вселенская родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста); Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днем Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи); родительская 2-я суббота Великого Поста; родительская 3-я суббота Великого Поста; родительская 4-я суббота Великого Поста.

Чтобы помянуть в церкви своих умерших родственников нужно приготовить заранее записки с именами усопших. В записке крупными печатными буквами необходимо написать имена тех кого следует поминать.

Все имена должны быть в церковном написании и в родительном падеже. В качестве пожертвования в храм принято приносить постные продукты — хлеб, сладости, фрукты, овощи. А вот мясные изделия или алкоголь (кроме Кагора) жертвовать не положено.

В Дмитриевскую родительскую субботу все верующие христиане посещают могилы усопших родных, в храмах, церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Утро Дмитриевской субботы необходимо начинать с посещения церкви и молитвы об упокоении душ почивших христиан. В отличии от других родительских дней, Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. Если нет возможности посетить храм или кладбище,

Можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Верующие часто задают священникам вопрос: что нести в церковь в родительскую субботу и какие еще важные действия нужно совершить в храме.

Перед началом Богослужения нужно подать записку с именами покойных родственников. Записки об упокоении можно подавать в те дни, когда служится литургия Иоанна Златоустого или Василия Великого. Это: субботы и воскресенья, Благовещение Пресвятой Богородицы, Четверг и Суббота на Страстной седмице.

После этого можно поставить за них свечи на панихидный столик, а после, слушая церковные песнопения, искренне молиться за усопших. Можно использовать такую короткую молитву: «Упокой, Господи, душу усопшего раба(ы) Твоего (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».

В Дмитриевскую родительскую субботу люди посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и на кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.

«И поскольку эта суббота была утверждена как поминовение воинов, то этот день имеет особый смысл, который всегда должен нам напоминать о тех, кто погиб, защищая веру и Отечество. Чтобы помянуть согласно церковным традициям, необходимо прийти в церковь накануне, в пятницу, на вечернее богослужение, где совершается великая панихида и парастас. Все молитвы посвящены поминовению усопших. А утром в субботу совершается Божественная литургия, после которой служится общая панихида. Самое главное, что мы можем дать нашим умершим сродникам – это наша молитва. Их души испытывают великую потребность в нашей молитве, поскольку не могут уже творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога», – подчеркнул митрополит Павел.

А насколько важна молитва, очень хорошо сказано в житии преподобного Макария Великого. Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и увидел на земле череп, услышав, что тот издает какие-то звуки.

Когда он подошел ближе, он услышал, что череп говорит о том, что раньше он был начальником живших здесь жрецов. И сейчас, когда они все умерли, то пребывают в сущих муках, и только когда молится за них преподобный Макарий, они испытывают некоторое облегчение. И авва Макарий попросил рассказать о муках и облегчении от молитвы.

И голос отвечал, что огонь, в котором они мучаются, настолько велик – как небо от земли; и они даже не видят друг друга. Но во время молитвы они отчасти видят друг друга, и это доставляет им отраду.

«И язычники еще имеют некоторое утешение от милости Господней. Но есть еще люди, которые находятся еще глубже и испытывают еще более тяжелые и несказанные муки. Это те, которые познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Заповедей Его», – предостерег Владыка Павел.

Преподобный Макарий закопал в землю этот череп и удалился дальше в глубоком раздумье.

«Этот пример нам ясно показывает, что если молитва преподобного доставляла отраду язычникам, то какое же благотворное влияние окажет молитва на души православных христиан! И наша любовь должна распространяться не только на тех, кто жив, но еще более на умерших. Потому что им никто не может помочь в облегчении их участи там, кроме нас. Ведь очень многие умирают, не успев принести покаяния за свои грехи, а они есть у каждого человека. Нам надо уяснить, что со смертью общение между умершими и живыми не прекращается. Душа уходит с тела и переселяется в другой мир, но все видит и слышит», – отметил настоятель лавры.

И добавил:

«Если нет возможности в эти дни посетить заупокойные службы, помолитесь дома, в пути, на всяком месте. Главное, чтобы молитва шла от сердца.

Нельзя молиться только за тех, кто при жизни не верил в существование Бога, отрицал или издевался над христианскими истинами.
И этот человек является хулителем Духа Святого. А хула на Духа Святого не простится ни в этом, ни в будущем веке (Мф.12, 31-32)».

Славяне называли этот день Осенние Деды или Дедова суббота. Дмитриевская суббота у наших далеких предков была днем перехода от осени к зиме. Поэтому, если после праздника Покрова оставались незаконченные дела, то к этому дню старались все закончить и завершить подготовку к морозам.

Как и в другие поминальные дни, женщины были заняты генеральной уборкой. Убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Старались побелить или починить все, что в этом нуждалось.

Перед Дедовой субботой вся семья обязательно должна была вымыться, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда – кутью, узвар, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников.

Причем форма поминальных пирогов обязательно должна быть продолговатой. Также каждая хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд из мяса – жаркое, студень и даже ветчину можно было встретить на столах.

Комментарии 0