4° | 7° Температура: 4°C | 7°C

Поиск

Разное

Сегодня православные отмечают память мучеников Назария, Келсия, гервасия, Протасия, преподобной Параскевы-Петки Сербской, мученика Сильвана Газского и других

  • Автор Сергей Затишьев

27 октября 2017 года церковь совершает празднование в честь мучеников Назария, Келсия, Гервасия, Протасия (54-68 годы); преподобной Параскевы-Петки Сербской (XI век); священномученика Михаила Лекторского, пресвитера (1921 год); священномученика Петра Лебедева, пресвитера (1937 год); преподобномученика Максимилиана (Марченко), игумена (1938 год).

Также сегодня отмечается память преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143 год); мученика Сильвана, пресвитера Газского (IV век); священноисповедника  Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского (1932 год).  Совершается празднование в честь Яхромской иконы Божией Матери (XV век).

Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали в царствование императора Нерона (54 — 68). Святой Назарий (сын христианки Перпетуи и иудея Африкана) родился в Риме и был крещен епископом Лином. С юных лет святой Назарий решил посвятить свою жизнь проповеди Христова учения и оказанию помощи гонимым христианам. С этой целью он покинул Рим и прибыл в Милан. Посещая христиан в Медиоланской темнице, Назарий познакомился там с близнецами Протасием и Гервасием. Братья-близнецы родились в городе Медиолане (Милане) в семье богатых римских граждан — Виталия и Валерии. Оставшись сиротами (их родители были замучены за христианскую веру), братья раздали имущество бедным, отпустили на волю рабов и подвизались в посте и молитве. За исповедание Христа язычники заключили их в темницу. Святой Назарий полюбил близнецов и, как мог, облегчал их страдания. За это язычники избили его и выслали из Медиолана. Святой Назарий уехал в Галлию и там успешно проповедовал христианство и обратил многих язычников.

В городе Кимеле он крестил сына одной христианки по имени Келсий и, воспитав его, приобрел себе верного ученика и сподвижника в миссионерских трудах. За проповедь христианства язычники отдали их на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святых. Затем пытались утопить мучеников в море, но они ходили по водам, как по суше. Воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили святых мучеников.

Освобожденные Назарий и Келсий ушли в Медиолан и навестили в темнице мучеников Гервасия и Протасия. Об этом донесли Нерону. Тот приказал обезглавить святых Назария и Келсия. Вскоре после этого казнили и святых братьев Гервасия и Протасия.

Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408 — 450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор.

Эта слав­ная свя­тая ро­ди­лась у бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых серб­ских ро­ди­те­лей. По­сле смер­ти от­ца Па­рас­ке­ва по­ки­ну­ла дом вме­сте со сво­им бра­том, свя­ти­те­лем Ев­фи­ми­ем, стре­мясь к по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Вна­ча­ле она от­пра­ви­лась в Кон­стан­ти­но­поль, а за­тем в Иор­дан­скую пу­сты­ню, где под­ви­за­лась до пре­клон­ных лет. Ан­гел явил­ся ей и по­ве­лел вер­нуть­ся до­мой. Ее брат, про­жив­ший трид­цать лет в мо­на­стыр­ской ти­ши, стал к это­му вре­ме­ни епи­ско­пом Ма­ди­то­са; и в кон­це жиз­ни они вме­сте тру­ди­лись о Гос­по­де. Мо­щи пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы на­хо­дят­ся в Ру­мы­нии. Ты­ся­чи лю­дей со­би­ра­ют­ся в день празд­но­ва­ния ее па­мя­ти. В Бел­гра­де со­хра­нил­ся чу­до­твор­ный ис­точ­ник, до­ныне при­но­ся­щий мно­гим ис­це­ле­ние. Ми­ро­то­чи­вые мо­щи ее бра­та яв­ля­ют­ся неоску­де­ва­ю­щим ис­точ­ни­ком и до на­ших дней.

Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах (+ 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского (+ 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом (+ 1138). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя.

Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи.

Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Святой Никола был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил черниговских князей с великим князем Всеволодом.

Вскоре после кончины святого тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.

Святой священномученик Сильван, пресвитер Газский (IV), происходил из города Газы, где и был пресвитером, информирует сайт Neelov.ru. За ревность к распространению веры Христовой он был сослан на работы в копях палестинского города Фена. Несмотря на многие истязания, пресвитер не отрекся от Христа. Впоследствии он принял мученическую кончину: вместе с сорока воинами-христианами был обезглавлен.

 

Летописное сказание повествует, как двое странников, один из которых был болящий старец, остановились на отдых возле источника, неподалёку от реки Яхрома (Яхрена), в сорока километрах от Владимира. Утомлённые долгим переходом, путники задремали. Вдруг отрок Косма, сопровождавший болящего старца, был пробуждён видением необыкновенного света и увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы. Взяв икону, отрок отнёс её старцу, который, приложившись к ней, тут же исцелился от своих недугов. Явление иконы произошло 14 октября 1482 года.

Впоследствии инок Косма построил на месте явления иконы храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, святыней которого стала Яхромская икона Божией Матери. Сам инок Косма, преставившийся 18 февраля 1492 года, был причислен к лику святых с именем преподобный Косма Яхромский (память 18 февраля по старому стилю).

Примечательно, что, согласно преданию, странники обнаружили икону «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ», потому и храм был освящён в честь этой иконы, но до наших времён дошёл совершено другой образ Божией Матери – типа «УМИЛЕНИЕ».