Празднование в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» совершается 28 октября 2017 года

Сегодня православные отмечают Димитриевскую родительскую субботу, совершают память  мучеников Сарвила и Вевеи (II век); преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского (312 год); святителя Савина, епископа Катанского (760 год); преподобного Евфимия Нового, Солунского (889 год); священномученика Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243 год); святителя Иоанна, епископа Суздальского (1373 год).

Кроме того, 28 октября совершается празднование в честь памяти священномученика Симеона Конюхова, пресвитера (1918 год); священномученика Димитрия Касаткина, пресвитера (1942 год); святителя Афанасия (Сахарова) исповедника, епископа Ковровского (1962 год). Сегодня совершают празднование в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» (XIX век).

Святые мученики Сарвил и Вевея — родные брат и сестра — пострадали во II веке, при императоре Траяне, за исповедание христианства. Мученик Сарвил был идольским жрецом в Едесе, но, обращенный ко Христу одним епископом, принял Крещение вместе с сестрой. Язычники долго терзали святых, а потом отрубили им головы.

 

Пре­по­доб­но­му­че­ник Лу­ки­ан, пре­сви­тер Ан­тио­хий­ский, ро­дил­ся в си­рий­ском го­ро­де Са­мо­са­те. В 12-лет­нем воз­расте он остал­ся си­ро­той. Лу­ки­ан роз­дал иму­ще­ство ни­щим, а сам по­шел в го­род Эдес­су к ис­по­вед­ни­ку Ма­ка­рию, под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го при­леж­но чи­тал Свя­щен­ное Пи­са­ние и учил­ся по­движ­ни­че­ской жиз­ни. За бла­го­че­стие и рев­ност­ное рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства сре­ди иуде­ев и языч­ни­ков Лу­ки­ан был по­став­лен пре­сви­те­ром. В Ан­тио­хии свя­той Лу­ки­ан от­крыл шко­лу, где со­брал мно­же­ство уче­ни­ков и на­став­лял их книж­ной пре­муд­ро­сти. Свя­той Лу­ки­ан за­ни­мал­ся уче­ны­ми тру­да­ми, ис­прав­лял текст Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ис­пор­чен­ный пе­ре­пис­чи­ка­ми и ере­ти­ка­ми. (Ис­прав­лен­ный им пол­ный гре­че­ский текст Биб­лии во вре­мя его ис­по­вед­ни­че­ско­го по­дви­га был спря­тан в стене и най­ден при свя­том Кон­стан­тине Ве­ли­ком.) В го­не­ние Дио­кли­ти­а­на свя­той Лу­ки­ан был схва­чен по до­но­су ере­ти­ков и от­прав­лен в ни­ко­ми­дий­скую тем­ни­цу, где в те­че­ние 9 лет укреп­лял быв­ших с ним хри­сти­ан в ис­по­вед­ни­че­стве, убеж­дая их не бо­ять­ся му­че­ний и смер­ти.

От мно­гих страш­ных пы­ток и го­ло­да свя­той Лу­ки­ан скон­чал­ся в тем­ни­це. Пе­ред смер­тью, же­лая при­ча­стить­ся Хри­сто­вых Та­ин на празд­ник Бо­го­яв­ле­ния, при­ко­ван­ный це­пя­ми к ло­жу му­че­ник-пре­сви­тер со­вер­шил Бес­кров­ную Жерт­ву на сво­ей гру­ди, и все хри­сти­ане, на­хо­див­ши­е­ся в тем­ни­це, при­ча­сти­лись. Те­ло свя­то­го му­че­ни­ка бы­ло бро­ше­но в мо­ре, но через 30 дней дель­фи­ны вы­нес­ли его на бе­рег. Ве­ру­ю­щие с че­стью по­хо­ро­ни­ли мно­го­стра­даль­ное те­ло свя­то­го Лу­ки­а­на.

Преподобный Евфимий Новый, Солунский, в миру Никита, был уроженцем города Анкиры в Галатии. Родители его, Епифаний и Анна, вели добродетельную христианскую жизнь, и сын их с детства был кротким, честным и послушным. Семи лет он остался без отца и вскоре стал опорой матери во всех делах. Пройдя воинскую службу, Никита, по настоянию матери, женился. После рождения дочери он тайно оставил дом, чтобы поступить в монастырь. 15 лет преподобный Евфимий подвизался на горе Олимп, где научился у старцев монашеским подвигам.

Потом преподобный переселился на Святую Афонскую Гору. По дороге, узнав, что его мать и жена в добром здравии, он известил их о том, что стал иноком, и послал им крест, призывая последовать его примеру. На Афоне преподобный принял великую схиму и жил три года в пещере, в полном безмолвии, борясь с искушениями. Долгое время святой Евфимий подвизался на столпе, недалеко от Солуни, наставляя приходящих за советом и врачуя болезни. Преподобный настолько очистил свой ум и сердце, что сподобился Божественных видений и откровений. По повелению Господа, святой Евфимий в 863 году на горе Перистера, недалеко от Солуни, основал две обители, которыми управлял 14 лет, оставаясь в сане диакона. В одной из них приняли постриг его мать и жена. Перед кончиной преподобный удалился на островок, находящийся у Афона, и там почил в 889 году. Мощи его перенесены в Солунь. Преподобного Евфимия называют Новым в отличие от преподобного Евфимия Великого (память 20 января).

Лу­ки­ан-пре­сви­тер жил в XIII в. На од­ной древ­ней дос­ке с ико­ной свя­то­го на­пи­са­но, что Лу­ки­ан свя­щен­но­му­че­ник по­стра­дал от Ба­тыя око­ло 1243 го­да; бо­лее ни­че­го о нем не из­вест­но. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Фе­о­до­си­е­вых (Даль­них) пе­ще­рах; па­мять его со­вер­ша­ет­ся 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря (сов­мест­но с пре­по­доб­ны­ми, по­чи­ва­ю­щи­ми в Даль­них пе­ще­рах), осо­бо 15/28 ок­тяб­ря, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства его, и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

 

Свя­ти­тель Иоанн, епи­скоп Суз­даль­ский, с юных лет по­сту­пил в один из мо­на­сты­рей го­ро­да Суз­да­ля. За доб­ро­де­тель­ную и сми­рен­ную жизнь свя­ти­тель в 1350 го­ду был по­став­лен пер­вым епи­ско­пом Суз­даль­ским и Ни­же­го­род­ским, сообщает портал Neelov. Епи­скоп Иоанн удо­сто­ил­ся ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей: во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии Суз­даль­ский князь Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич ви­дел, как Ан­гел Бо­жий со­слу­жил свя­ти­те­лю. Свя­ти­тель Иоанн из­ве­стен сво­ей лю­бо­вью к бед­ня­кам и боль­ным; за бед­ных он хо­да­тай­ство­вал пе­ред кня­зья­ми об умень­ше­нии на­ло­гов, для боль­ных устра­и­вал бо­га­дель­ни и боль­ни­цы. Мно­го за­бо­тил­ся свя­ти­тель о про­све­ще­нии хри­сти­ан­ской ве­рой язы­че­ской морд­вы. По­сле при­со­еди­не­ния Суз­да­ля к Мос­ков­ской мит­ро­по­лии свя­ти­тель Иоанн при­нял схи­му и уда­лил­ся в Бо­го­люб­ский мо­на­стырь. Там он жил уеди­нен­но и мир­но скон­чал­ся. У гро­ба свя­ти­те­ля за­сви­де­тель­ство­ва­ны мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния.

 

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов», на­пи­са­на по бла­го­сло­ве­нию стар­ца Вве­ден­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни иерос­хи­мо­на­ха Ам­вро­сия (23.XI.1812 – 10.X.1891). Отец Ам­вро­сий, ве­ли­кий рус­ский по­движ­ник XIX ве­ка, пла­ме­нел дет­ской ве­рой к Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он осо­бен­но чтил все Бо­го­ро­дич­ные празд­ни­ки и в эти дни усу­губ­лял мо­лит­ву. Ико­ной «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» отец Ам­вро­сий бла­го­сло­вил ос­но­ван­ную им неда­ле­ко от Оп­ти­ной пу­сты­ни Ша­мор­дин­скую жен­скую оби­тель в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

На этой иконе Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на си­дя­щей на об­ла­ках. Ее ру­ки рас­про­стер­ты на бла­го­сло­ве­ние. Вни­зу – сжа­тое по­ле, а на нем сре­ди трав и цве­тов сто­ят и ле­жат сно­пы ржи. Ста­рец Ам­вро­сий сам ука­зал день празд­не­ства – 15 ок­тяб­ря и на­звал об­раз «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов», ука­зы­вая этим, что Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца – «По­мощ­ни­ца лю­дям в их тру­дах по снис­ка­нию хле­ба на­сущ­но­го». Пе­ред сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ной отец Ам­вро­сий за­ка­зы­вал во мно­же­стве фо­то­сним­ки с этой ико­ны и раз­да­вал и рас­сы­лал их сво­им ду­хов­ным де­тям. Для пе­ния ака­фи­ста пе­ред свя­тым об­ра­зом ста­рец со­ста­вил осо­бый при­пев: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою! По­даждь и нам, недо­стой­ным, ро­су бла­го­да­ти Тво­ея и яви ми­ло­сер­дие Твое!»

День по­гре­бе­ния стар­ца Ам­вро­сия в Ша­мор­дин­ской оби­те­ли при­шел­ся как раз на 15 ок­тяб­ря – день празд­не­ства ико­ны. Пер­вое чу­до от свя­той ико­ны за­сви­де­тель­ство­ва­но в 1891 го­ду, ко­гда во всей Рос­сии был го­лод из-за неуро­жая, а в Ка­луж­ской об­ла­сти и на по­лях Ша­мор­дин­ской оби­те­ли хлеб ро­дил­ся. В 1892 го­ду, уже по­сле кон­чи­ны стар­ца Ам­вро­сия, его по­слуш­ник Иван Фе­до­ро­вич Че­ре­па­нов по­слал спи­сок с ико­ны в Пят­ниц­кую жен­скую оби­тель Во­ро­неж­ской об­ла­сти. В той мест­но­сти бы­ла за­су­ха и угро­жал го­лод, но вско­ре по­сле то­го, как пе­ред ико­ной «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» был от­слу­жен мо­ле­бен, по­шел дождь и за­су­ха пре­кра­ти­лась.

Комментарии 0