3 ноября церковь вспоминает перенесение мощей святителя Илариона

Сегодня православная церковь вспоминает перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского (1206 год). 3 ноября также совершается память преподобного Илариона Великого (371-372 годы); священномучеников Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилёвского, Аркадия (Ершова), епископа Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского, пресвитеров и мученика Киприана Анникова (1937 год). 

Кроме того, сегодня совершают память преподобномученицы Пелагии (Тестовой) (1944 год); преподобного Илариона, схимника Печерского, в дальних пещерах (XI век); преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476 год); преподобных Феофила и Иакова Омучских (около 1412 года); мучеников Дасия, Гаия и Зотика (303 год); священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского (1937 год); священномучеников Константина Чекалова Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина, пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого, диаконов, преподобномучеников Софрония (Несмеянова) и Неофита (Осипова) (1937 год).

Пре­по­доб­ный Ила­ри­он был знат­ный кон­стан­ти­но­поль­ский грек, но во­сем­на­дца­ти лет оста­вил мир­ские от­ли­чия и при­нял ино­че­ство. Он был «кро­ток и сми­рен ко всем», рев­нуя «мы­та­ре­ву сми­ре­нию», «ми­ло­стив к тре­бу­ю­щим» и пре­бы­вал «мно­га­жды без сна в мо­лит­ве всю ночь». Око­ло 1134 го­да за доб­ро­де­тель­ную жизнь по­став­лен во епи­ско­па Меглин­ско­го. В этом сане мно­го по­тру­дил­ся над ис­ко­ре­не­ни­ем сре­ди сво­ей паст­вы раз­лич­ных ере­сей и «по мно­гих по­тех и бо­лез­нех» мир­но скон­чал­ся в 1164 го­ду. Мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Тер­нов в 1206 го­ду. Свя­тая Цер­ковь вос­хва­ля­ет его как «ар­хи­ере­ев по­хва­лу, свя­щен­ни­ков всех укра­ше­ние, к Бо­гу мо­лит­вен­ни­ка непре­стан­но­го, ис­точ­ни­ка чу­дес пре­чуд­на, церк­ви све­тиль­ни­ка пре­свет­ло­го и учи­те­ля пре­муд­ра Меглин­ския зем­ли всея Рос­сий­ския пре­крас­ное удоб­ре­ние».

Пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Ила­ри­о­на, епи­ско­па Меглин­ско­го, в бол­гар­ский го­род Тыр­нов со­сто­я­лось в 1206 го­ду. До это­го со­бы­тия те­ло свя­ти­те­ля по­ко­и­лось в го­ро­де Меглине.

Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы.

Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371-372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Пе­ла­гия ро­ди­лась в кре­стьян­ской се­мье в де­ревне Ар­га Там­бов­ской гу­бер­нии, пишет Neelov. С че­тыр­на­дца­ти лет по­чти три де­ся­ти­ле­тия она под­ви­за­лась в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ском мо­на­сты­ре, нес­ла по­слу­ша­ние порт­ни­хи и кос­ца.

По­сле ре­во­лю­ции мо­на­стырь стал су­ще­ство­вать как тру­до­вая ар­тель. В кон­це ле­та 1919 го­да вла­сти пред­ло­жи­ли по­слать часть мо­на­хинь на убор­ку по­лей, при­над­ле­жав­ших се­мьям крас­но­ар­мей­цев. Со­вет мо­на­сты­ря спра­вед­ли­во ука­зал, что сест­ры ис­то­ще­ны го­ло­дом, ид­ти на поле­вые ра­бо­ты не мо­гут, да и свой уро­жай не убран. Ино­ки­ня Пе­ла­гия бы­ла чле­ном со­ве­та и «за­ве­ду­ю­щей ра­бо­чи­ми си­ла­ми мо­на­сты­ря». Она пы­та­лась за­щи­тить се­стер и от­ка­за­лась ис­пол­нить тре­бо­ва­ние пред­ста­ви­те­ля вла­сти, за что и бы­ла аре­сто­ва­на в пер­вый раз и при­го­во­ре­на к трех­лет­не­му за­клю­че­нию. Для рас­сле­до­ва­ния «контр­ре­во­лю­ци­он­но­сти» мо­на­сты­ря в Ди­ве­е­во бы­ла по­сла­на ко­мис­сия, ко­то­рая уста­но­ви­ла неви­нов­ность ино­кинь. Сест­ры бы­ли осво­бож­де­ны, а со­вет мо­на­сты­ря вос­ста­нов­лен в сво­их пра­вах. Под ви­дом ар­те­ли оби­тель про­су­ще­ство­ва­ла во­семь лет. В 1927 го­ду на­ча­лась кам­па­ния по лик­ви­да­ции мо­на­сты­ря, по­валь­ные обыс­ки и аре­сты по спис­кам ОГПУ.

Как и дру­гие ди­ве­ев­ские сест­ры, ко­то­рые на­хо­ди­ли при­ста­ни­ще у ве­ру­ю­щих лю­дей, ино­ки­ня Пе­ла­гия и ее стар­шая сест­ра ино­ки­ня Мар­фа ста­ли жить при хра­мах: мать Мар­фа по­се­ли­лась в сто­рож­ке при церк­ви се­ла Раз­ви­лье Бор­ско­го рай­о­на, а мать Пе­ла­гия — при церк­ви се­ла Во­ро­бье­во Ар­за­мас­ско­го рай­о­на. В их даль­ней­шем жиз­нен­ном пу­ти есть очень мно­го об­ще­го, хо­тя по ар­хив­ным де­лам мож­но за­клю­чить, что они боль­ше не встре­ча­лись.

20 но­яб­ря 1937 го­да ино­ки­ню Пе­ла­гию вновь аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в ве­де­нии «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции по­ра­жен­че­ско­го и кле­вет­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра». Ре­ше­ни­ем трой­ки НКВД от 14 де­каб­ря 1937 го­да она бы­ла при­го­во­ре­на к за­клю­че­нию в Ка­ра­ган­дин­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре сро­ком на во­семь лет. Из до­ку­мен­тов ее лич­но­го де­ла сле­ду­ет, что при по­те­ре тру­до­спо­соб­но­сти на 85% мать Пе­ла­гия ис­поль­зо­ва­лась на об­щих ра­бо­тах.

Несмот­ря на из­ну­ря­ю­щий ка­торж­ный труд при тяж­ких бо­лез­нях, в ха­рак­те­ри­сти­ках за­клю­чен­ной Пе­ла­гии Те­сто­вой от­ме­ча­ет­ся: «ка­че­ство ра­бо­ты хо­ро­шее», «нор­мы вы­пол­ня­ет», «взыс­ка­ний не име­ет».

3 но­яб­ря 1944 го­да, на­ка­нуне празд­но­ва­ния Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ино­ки­ня Пе­ла­гия умер­ла в ла­гер­ной боль­ни­це и бы­ла по­гре­бе­на на ла­гер­ном клад­би­ще у по­сел­ка Жар­тас.

6 ок­тяб­ря 2001 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло при­ня­то ре­ше­ние вклю­чить в со­став уже про­слав­лен­но­го Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­цу Пе­ла­гию (Те­сто­ву).

Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский, был учеником преподобного Евфросина Псковского (память 15 мая). В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.

Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребен у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря.

Неиз­вест­ные по про­ис­хож­де­нию пре­по­доб­ные Фе­о­фил и Иа­ков несколь­ко вре­ме­ни под­ви­за­лись на ост­ро­ве Ко­нев­це, вме­сте с пре­по­доб­ным Ар­се­ни­ем Ко­нев­ским (па­мять 12/25 июня), и, мо­жет быть, там они на­ча­ли свои ино­че­ские тру­ды.

За­тем в 1395 или 1396 го­дах оба по­движ­ни­ка оста­ви­ли Ко­не­вец и пе­ре­шли на реч­ку Ому­чу. Здесь, в окру­ге Де­мян­ско­го по­го­ста, в 65 вер­стах от го­ро­да Пор­хо­ва они ос­но­ва­ли пу­стынь в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ос­но­ва­те­лем оби­те­ли по­чи­тал­ся пре­по­доб­ный Фе­о­фил, су­дя по то­му, что она на­зы­ва­лась Фе­о­фи­ло­вой пу­сты­нью, то­гда как пре­по­доб­ный Иа­ков был ее устро­и­те­лем. Пре­ста­ви­лись пре­по­доб­ные в на­ча­ле XV сто­ле­тия, око­ло 1412 го­да. День кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва неиз­ве­стен, пре­по­доб­ный же Фе­о­фил пре­ста­вил­ся 29 де­ка­б­ря. Празд­но­ва­ние пре­по­доб­ным мест­ное. Свя­тые мо­щи угод­ни­ков Бо­жи­их по­чи­ва­ют под спу­дом, в хра­ме Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, с 1764 го­да при­ход­ском.

Свя­тые му­че­ни­ки Да­сий, Га­ий и Зо­тик при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в 303 го­ду, при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305), за раз­ру­ше­ние идоль­ско­го ка­пи­ща. По­сле ис­тя­за­ний свя­тых му­че­ни­ков уто­пи­ли в мо­ре.

Комментарии 0