Празднование в честь Казанской, Андрониковской и Якобштадской икон Богородицы – 4 ноября 2017 года

4 ноября православные отмечают осеннюю Казанскую Богородицу в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Также в этот день совершается празднование в честь  Андрониковской и Якобштадской икон Божией Матери (XVII век).

Сегодня православная церковь отмечает память равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца (около 167 года); семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (около 250 года; 408-450 годы); священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева, пресвитеров и преподобномучеников Германа (Полянского) и Мины (Шелаева) (1937 год); священномученика Николая Богословского, Николая Ушакова, пресвитеров и преподобномученика Григория (Воробьёва) (1937 год); мучеников Александра епископа Адрианопольского, Ираклия воина и жён Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II-III века); обретение мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского (2012 год).

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году – 21 июля (8 июля по старому стилю) – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 г. По легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. В стране наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В это же время Россия подверглась нападению польских войск, которым обманным путем удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена, который в это время возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения, русский народ встал на защиту родины.

По благословению патриарха Ермогена на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Пресвятой Богородицы (скорее всего, как считают специалисты, копия с подлинной). Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Она стала главной святыней ополчения.

В марте 1612 г. русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось со Святыней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. Русские войска испытывали огромные трудности: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия.

В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью.

По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению (впоследствии епископу Суздальскому), заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена».

Воодушевленные таким известием русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. освободили Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

25 октября русские дружины и жители Москвы в благодарность за избавление свое от врагов торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся чудотворную Казанскую икону, священные хоругви и другие московские святыни. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену.

В память избавления Москвы от поляков, по повелению царя Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Церковью было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве особое празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 г., по повелению царя Алексея Михайловича, местные празднования – казанское 21 июля (8 июля по старому стилю) и московское 4 ноября (22 октября по старому стилю) – стали общероссийскими.

После изгнании поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. В 1620 г. на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, была перенесена в новый храм.

На шее Божией Матери изображена кровоточащая рана. По преданию, однажды турок-икононенавистник ударил икону ножом, после чего из неё потекла кровь. В нижней части иконы был приделан футляр, где хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок нанёс удар иконе. Некоторое время образ принадлежал императору Андронику III Палеологу, в честь которого и получил своё именование.

По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал её Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX столетия. Когда турки в 1821 году напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с нею в городе Патрас.

Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого А. Н. Влассопуло в 1839 году послал образ из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения его в Петербург императору Николаю Павловичу.

С 1839 года по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 года — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году эта икона перенесена в женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери Тверской губернии, близ города Вышний Волочок. Сохранившаяся в годы революционного лихолетья, в 1984 году икона была украдена, и нынешнее её местонахождение неизвестно. Другое название иконы – Греческая.

Дни празднования: 14 мая (1 мая по старому стилю) и 4 ноября (22 октября).

До на­ча­ла XX ве­ка Якоб­штадт­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной свя­ты­ней Лат­вии.

Свя­той об­раз был об­ре­тен во вре­мя рус­ско-швед­ской вой­ны 1654–1667 гг. При пе­ре­пра­ве через За­пад­ную Дви­ну сол­дат швед­ской ар­мии Яков Гу­дын­ский под­дел ко­пьем плыв­шую по ре­ке до­щеч­ку. На бе­ре­гу он с ужа­сом об­на­ру­жил, что по древ­ку ко­пья от до­щеч­ки те­чет кровь, а на по­тем­нев­шей дре­ве­сине про­сту­пил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем на ру­ках. Швед­ский сол­дат при­нес об­раз в бли­жай­ший пра­во­слав­ный храм свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Храм, при ко­то­ром бы­ла неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на, на­хо­дил­ся в сло­бо­де Гольм­гоф (с 1670 го­да – г. Якоб­штадт, ныне – г. Екаб­пилс). Пе­ре­дав об­раз бра­тии мо­на­сты­ря, сол­дат при­нял пра­во­сла­вие, а за­тем ино­че­ский по­стриг и на­все­гда остал­ся в оби­те­ли.

В 1675 го­ду чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в но­вый, по­стро­ен­ный на по­жерт­во­ва­ния пра­во­слав­но­го куп­ца Яко­ва Рат­ке­ви­ча, Свя­то-Ду­хов­ский храм.

Бо­лее трех сто­ле­тий Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной ико­ной Лат­вии. К ней съез­жа­лись па­лом­ни­ки, по мо­лит­вам пе­ред свя­тым об­ра­зом со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния. Не раз ико­на спа­са­ла Якоб­штадт от по­жа­ров; в 1878 го­ду крест­ный ход со свя­ты­ней во­круг оби­те­ли оста­но­вил быст­ро рас­про­стра­няв­ший­ся огонь.

По­чи­та­ние чу­до­твор­но­го Якоб­штадт­ско­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло по­ис­ти­не все­на­род­ным: еже­год­но с 1901 по 1914 год ико­на при­но­си­лась из Екаб­пил­са для по­кло­не­ния в Ри­гу, Ми­таву (Ел­га­ву) и Спа­со-Пре­об­ра­жен­скую пу­стынь.

Во вре­мя пер­вой ми­ро­вой вой­ны чу­до­твор­ная ико­на бы­ла утра­че­на.

В 2008 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II мос­ков­ские ико­но­пис­цы по со­хра­нив­шим­ся опи­са­ни­ям со­зда­ли но­вый спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за. До пе­ре­не­се­ния в Ри­гу и Екаб­пилс спи­сок пре­бы­вал в Ри­зо­по­ло­жен­ском хра­ме Мос­ков­ско­го Крем­ля, где в празд­ник по­ло­же­ния чест­ной Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне он был освя­щён.

19 июля Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на в Ри­ге, а 25 июля свя­ты­ня воз­вра­ти­лась в Свя­то-Ду­хов муж­ской мо­на­стырь, где и бу­дет пре­бы­вать все­гда.

Ико­но­гра­фия ико­ны необыч­на – неболь­шой по раз­ме­рам (при­бли­жен­ный к ори­ги­на­лу) об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ках под­дер­жи­ва­ют пред­сто­я­щие ар­хан­ге­лы Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, на зад­нем плане изо­бра­жен Свя­то-Ду­хов мо­на­стырь в совре­мен­ном ви­де.

31 июля 2008 го­да по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II празд­но­ва­ние Якоб­штадт­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри вне­се­но в Пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь.

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иераполь те времена населяли, в основном, язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников. Язычники пытались схватить святителя, пишет сайт Neelov.ru. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей. Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и рапространял славу Христову.

Семь ефес­ских от­ро­ков: Мак­си­ми­ли­ан, Иам­влих, Мар­ти­ни­ан, Иоанн, Ди­о­ни­сий, Ек­са­ку­сто­ди­ан (Кон­стан­тин) и Ан­то­нин, жи­ли в III ве­ке. Свя­той Мак­си­ми­ли­ан был сы­ном ефес­ско­го гра­до­на­чаль­ни­ка, осталь­ные шесть юно­шей – сы­но­вья­ми дру­гих знат­ных ефес­ских граж­дан. Юно­ши бы­ли дру­зья­ми с дет­ства и все со­сто­я­ли на во­ен­ной служ­бе. Ко­гда им­пе­ра­тор Де­кий (249–251) при­был в Ефес, он по­ве­лел всем граж­да­нам явить­ся для при­не­се­ния жерт­вы язы­че­ским бо­же­ствам; непо­кор­ных же ожи­да­ли му­че­ния и смерт­ная казнь. По до­но­су ис­кав­ших рас­по­ло­же­ния им­пе­ра­то­ра к от­ве­ту бы­ли при­зва­ны и семь ефес­ских от­ро­ков. Пред­став пе­ред им­пе­ра­то­ром, свя­тые от­ро­ки ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста. С них немед­лен­но бы­ли сня­ты зна­ки во­ин­ско­го от­ли­чия – во­ен­ные по­я­са. Од­на­ко Де­кий от­пу­стил их на сво­бо­ду, на­де­ясь, что они из­ме­нят ре­ше­ние за то вре­мя, по­ка он на­хо­дит­ся в по­хо­де. Юно­ши ушли из го­ро­да и скры­лись в пе­ще­ре го­ры Ох­лон, где про­во­ди­ли вре­мя в мо­лит­вах, го­то­вясь к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Са­мый млад­ший из них – свя­той Иам­влих, оде­ва­ясь в ни­щен­ское ру­би­ще, хо­дил в го­род и по­ку­пал хлеб. В один из та­ких вы­хо­дов в го­род он услы­шал, что им­пе­ра­тор вер­нул­ся и их ищут, чтобы пред­ста­вить на суд. Свя­той Мак­си­ми­ли­ан во­оду­ше­вил дру­зей вый­ти из пе­ще­ры и доб­ро­воль­но явить­ся на суд. Узнав, где скры­ва­ют­ся от­ро­ки, им­пе­ра­тор ве­лел за­ло­жить вход в пе­ще­ру кам­ня­ми, чтобы от­ро­ки умер­ли в ней от го­ло­да и жаж­ды. Двое из са­нов­ни­ков, при­сут­ство­вав­ших при за­му­ро­ва­нии вхо­да в пе­ще­ру, бы­ли тай­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Же­лая со­хра­нить па­мять о свя­тых, они вло­жи­ли сре­ди кам­ней за­пе­ча­тан­ный ков­че­жец, в ко­то­ром на­хо­ди­лись две оло­вян­ные до­щеч­ки. На них бы­ли на­пи­са­ны име­на се­ми от­ро­ков и об­сто­я­тель­ства их стра­да­ний и смер­ти.

Но Гос­подь на­вел на от­ро­ков чуд­ный сон, про­дол­жав­ший­ся по­чти два сто­ле­тия. К то­му вре­ме­ни го­не­ния на хри­сти­ан пре­кра­ти­лись, хо­тя при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450) яви­лись ере­ти­ки, от­вер­гав­шие вос­кре­се­ние мерт­вых во вто­рое при­ше­ствие Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Од­ни из них го­во­ри­ли: «Как мо­жет быть вос­кре­се­ние мерт­вых, ко­гда не бу­дет ни ду­ши, ни те­ла, так как они уни­что­жат­ся?» Дру­гие утвер­жда­ли: «Толь­ко од­ни ду­ши бу­дут иметь воз­да­я­ние, так как невоз­мож­но те­лам вос­стать и ожить по­сле ты­ся­чи лет, ко­гда не оста­нет­ся от них и пра­ха». То­гда-то Гос­подь и от­крыл тай­ну ожи­да­е­мо­го вос­кре­се­ния мерт­вых и бу­ду­щей жиз­ни через Сво­их семь от­ро­ков.

Вла­де­лец участ­ка зем­ли, на ко­то­рой на­хо­ди­лась го­ра Ох­лон, на­чал ка­мен­ную по­строй­ку, и ра­бо­чие разо­бра­ли вход в пе­ще­ру. Гос­подь ожи­вил от­ро­ков, и они просну­лись слов­но от обык­но­вен­но­го сна, не по­до­зре­вая, что про­шло по­чти 200 лет. Те­ла их и одеж­ды бы­ли со­вер­шен­но нетлен­ны. Го­то­вясь при­нять му­че­ния, от­ро­ки по­ру­чи­ли свя­то­му Иам­вли­ху еще раз ку­пить им хле­ба в го­ро­де для под­креп­ле­ния сил. По­дой­дя к го­ро­ду, юно­ша по­ра­зил­ся, уви­дев на во­ро­тах свя­той крест. Услы­шав сво­бод­но про­из­но­си­мое Имя Иису­са Хри­ста, он стал со­мне­вать­ся, что при­шел в свой го­род. Рас­пла­чи­ва­ясь за хлеб, свя­той от­рок по­дал тор­гов­цу мо­не­ту с изо­бра­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Де­кия и был за­дер­жан, как скрыв­ший клад ста­рин­ных монет. Свя­то­го Иам­вли­ха при­ве­ли к гра­до­на­чаль­ни­ку, у ко­то­ро­го в то вре­мя на­хо­дил­ся Ефес­ский епи­скоп. Слу­шая недо­умен­ные от­ве­ты юно­ши, епи­скоп по­нял, что Бог от­кры­ва­ет через него ка­кую-то тай­ну, и сам от­пра­вил­ся вме­сте с на­ро­дом к пе­ще­ре. У вхо­да в пе­ще­ру епи­скоп вы­нул из гру­ды кам­ней за­пе­ча­тан­ный ков­че­жец и от­крыл его. Он про­чел на оло­вян­ных до­щеч­ках име­на се­ми от­ро­ков и об­сто­я­тель­ства за­му­ро­ва­ния пе­ще­ры по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Де­кия. Вой­дя в пе­ще­ру и уви­дев в ней жи­вых от­ро­ков, все воз­ра­до­ва­лись и по­ня­ли, что Гос­подь через про­буж­де­ние их от дол­го­го сна от­кры­ва­ет Церк­ви тай­ну вос­кре­се­ния мерт­вых. Вско­ре сам им­пе­ра­тор при­был в Ефес и бе­се­до­вал с юно­ша­ми в пе­ще­ре. То­гда же свя­тые от­ро­ки на гла­зах у всех скло­ни­ли го­ло­вы на зем­лю и опять за­сну­ли, на этот раз до все­об­ще­го вос­кре­се­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел каж­до­го из от­ро­ков по­ло­жить в дра­го­цен­ную ра­ку, но, явив­шись ему во сне, свя­тые от­ро­ки ска­за­ли, чтобы те­ла их бы­ли остав­ле­ны в пе­ще­ре на зем­ле. В ХII ве­ке рус­ский па­лом­ник игу­мен Да­ни­ил ви­дел в пе­ще­ре эти свя­тые мо­щи се­ми от­ро­ков.

Святые мученики Александр епископ, Ираклий воин и жены Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия за исповедание Христа умерщвлены в III веке в Адрианополе. Этот век известен как время распространения христианства среди язычников. Невзирая на гонения, воздвигнутые на христиан, епископ Александр безбоязненно обращал в святую спасительную веру и крестил много язычников. Начальник области, где жил святитель, приказал воинам пытками добиться отречения Александра от Христа. Святитель терпеливо переносил ужасные мучения. Пораженный этим, воин Ираклий уверовал во Христа, за Которого страдал епископ Александр. Вслед за ним исповедали себя христианками Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим, епи­скоп Бел­го­род­ский (в ми­ру Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Ко­но­нов) ро­дил­ся в 1871 го­ду в Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Род Ко­но­но­вых про­сле­жи­ва­ет­ся до XVII ве­ка, и в нем бы­ло мно­го за­ме­ча­тель­ных свя­щен­ни­ков — се­вер­ных мис­си­о­не­ров.

Алек­сандр Ко­но­нов окон­чил Ар­хан­гель­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. В 1896 го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ко­дим и ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. То­гда же он был на­зна­чен смот­ри­те­лем Алек­сан­дро-Нев­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща в Санкт-Пе­тер­бур­ге, а так­же смот­ри­те­лем Санкт-Пе­тер­бург­ских Пе­да­го­ги­че­ских кур­сов. За свою де­я­тель­ность отец Ни­ко­дим был на­граж­ден мно­ги­ми на­гра­да­ми, в том чис­ле в 1901 го­ду он по­лу­чил от Си­но­да Биб­лию «в по­ощ­ре­ние люб­ви его к де­тям, яв­ля­е­мой де­лом и ис­ти­ною». В том же го­ду он был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.

Через 3 го­да отец Ни­ко­дим был на­прав­лен в Ка­лу­гу на долж­ность рек­то­ра Ка­луж­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, а в 1909 го­ду пе­ре­ме­щен на долж­ность рек­то­ра Оло­нец­кой Се­ми­на­рии. В это вре­мя ар­хи­манд­рит Ни­ко­дим по­лу­чил бла­го­дар­ность от Ка­луж­ско­го епи­ско­па за «неусып­ные тру­ды, по­не­сен­ные в по­след­нее осо­бен­но вре­мя по воз­дей­ствию на взвол­но­ван­ные умы вос­пи­тан­ни­ков, бла­го­да­ря че­му они пре­кра­ти­ли бро­же­ние и по­ки­ну­ли мысль, — ес­ли не на­все­гда, то на про­дол­жи­тель­ное вре­мя, — не под­чи­нять­ся за­кон­ным рас­по­ря­же­ни­ям на­чаль­ства», — го­во­ри­лось в бла­годар­ствен­ном сло­ве ар­хи­ерея.

Бла­го­да­рил ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­ди­ма и Си­нод за со­став­ле­ние ака­фи­ста свя­то­му Иоан­ну Зла­то­усту. Этот ака­фист был на­пе­ча­тан Си­но­дом для цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния. Ака­фист свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту был на­пи­сан иеро­мо­на­хом Ни­ко­ди­мом, ко­гда он был еще сту­ден­том Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. Од­на­ко в то вре­мя цен­зор от­кло­нил ака­фист при­мер­но в та­ких вы­ра­же­ни­ях: «Ака­фист ге­нию дол­жен пи­сать ге­ний, а не ка­кой-то без­вест­ный иеро­мо­нах».

В 1911 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге отец Ни­ко­дим был ру­ко­по­ло­жен в сан епи­ско­па мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и Ко­ло­мен­ским Вла­ди­ми­ром (Бо­го­яв­лен­ским). В 1913 го­ду вла­ды­ка Ни­ко­дим стал епи­ско­пом Бел­го­род­ским, ви­ка­ри­ем Кур­ской епар­хии. Всё вре­мя сво­ей ар­хи­пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти вла­ды­ка был цер­ков­ным пес­но­твор­цем, он со­ста­вил ака­фи­сты пре­по­доб­ным Ни­ко­ди­му Ко­же­е­зер­ско­му, Три­фо­ну Пе­че­нег­ско­му и Иову Ущель­ско­му, Со­ло­вец­ко­му чу­до­твор­цу.

Духовный пи­са­тель, цер­ков­ный ис­то­рик, вла­ды­ка Ни­ко­дим был ав­то­ром книг о по­движ­ни­ках Ар­хан­гель­ской и Оло­нец­кой зем­ли, а так­же яв­лял­ся од­ним из глав­ных со­ста­ви­те­лей мно­го­том­но­го тру­да «Жиз­не­опи­са­ния оте­че­ствен­ных по­движ­ни­ков бла­го­че­стия XVIII-XIX сто­ле­тий». В 1910 го­ду бы­ла опуб­ли­ко­ва­на его кни­га «Ста­рец отец На­ум Со­ло­вец­кий, по­движ­ник-ка­рел». Кро­ме это­го, им бы­ли на­пи­са­ны несколь­ко сбор­ни­ков жиз­не­опи­са­ний свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их Санкт-Пе­тер­бург­ской и Во­ло­год­ской епар­хий, а так­же по­движ­ни­ков Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря. За­ни­мал­ся он и ис­то­ри­ей стар­че­ства.

Мно­го по­тру­дил­ся вла­ды­ка в свя­зи с от­кры­ти­ем свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го. В го­ды слу­же­ния в Кур­ской епар­хии им бы­ли со­став­ле­ны две мо­лит­вы свя­ти­те­лю Иоаса­фу, а так­же боль­шой труд «Жи­тие, про­слав­ле­ние и чу­де­са свя­ти­те­ля Иоаса­фа». Под ру­ко­вод­ством епи­ско­па Ни­ко­ди­ма и при его непо­сред­ствен­ном уча­стии бы­ли из­да­ны три то­ма кон­сис­тор­ских дел, свя­зан­ных с де­я­тель­но­стью свя­ти­те­ля Иоаса­фа, в Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре вос­со­зда­ны его по­кои, со­здан уни­каль­ный му­зей свя­ти­те­ля Иоаса­фа, об­ла­дав­ший об­шир­ным фон­дом до­ку­мен­тов.

В 1919 го­ду, во вто­рой день празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бел­го­род­ский вла­ды­ка пря­мо в ал­та­ре Тро­иц­ко­го со­бо­ра был аре­сто­ван крас­ным ко­мис­са­ром Са­ен­ко за про­по­ве­ди про­тив гра­бе­жа и на­си­лия.

По прось­бе ве­ру­ю­щих, тре­бо­вав­ших от­пу­стить вла­ды­ку, мест­ные че­ки­сты «осво­бо­ди­ли» его на один день, а про­сив­ших за него аре­сто­ва­ли. Од­ну из групп ве­ру­ю­щих, про­те­сто­вав­ших про­тив аре­ста епи­ско­па, воз­гла­ви­ла же­на свя­щен­ни­ка, на­чаль­ни­ца 2-й жен­ской гим­на­зии Ма­рия Дмит­ри­ев­на Ки­я­нов­ская, ко­то­рая бы­ла сра­зу же аре­сто­ва­на как «ру­ко­во­ди­тель­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­мон­стра­ции» и рас­стре­ля­на. На сле­ду­ю­щие сут­ки епи­скоп был по­втор­но аре­сто­ван.

Через 2 дня по­сле аре­ста по при­ка­зу ко­мис­са­ра Са­ен­ко епи­скоп Ни­ко­дим (Ко­но­нов) был тай­но рас­стре­лян и по­хо­ро­нен в об­щей мо­ги­ле за го­ро­дом.

По­сле взя­тия Бел­го­ро­да Доб­ро­воль­че­ской Бе­лой ар­ми­ей (через пол­го­да по­сле рас­стре­ла епи­ско­па), мо­ги­ла свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­ди­ма бы­ла вскры­та. Ме­ди­цин­ский осмотр остан­ков уста­но­вил, что кро­ме на­ли­чия несмер­тель­ной ог­не­стрель­ной ра­ны в гру­ди свя­ти­те­ля, име­ет­ся про­лом че­ре­па от уда­ра тя­же­лым ту­пым пред­ме­том, огром­ный кро­во­под­тек в верх­ней ча­сти го­ло­вы и про­лом гор­тан­ных хря­щей от ду­ше­ния ру­ка­ми.

Свя­тым остан­кам вла­ды­ки Ни­ко­ди­ма бы­ли воз­да­ны долж­ные по­че­сти, их по­греб­ли в Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре близ ра­ки свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го.

Комментарии 0