В России проходит фестиваль «Новое британское кино»

XVIII фестиваль «Новое британское кино», организованный Британским Советом совместно с арт-объединением «CoolConnections», в этом году проходит в рамках Года науки и образования Великобритании и России 2017. Специально по этому случаю партнер фестиваля журнал «Искусство кино» и кинокритик Антон Долин подготовили программу научно фантастических британских фильмов в жанре sci-fi.

На фестивале покажут «Заводной апельсин» — экранизацию одноименного романа Энтони Бёрджесса.

«Роль Малкольма Макдауэлла в этом фильме — одна из самых сильных и страшных актерских трансформаций за всю историю кино.

Его герой, жестокий хулиган и насильник Алекс, попадает в тюрьму и соглашается на экспериментальную терапию, превращающую его из хищника в жертву; выясняется, что садистской страстью к унижению ближнего заражены буквально все, а вовсе не один этот харизматичный антигерой.

Изысканный дизайн и декадентская атмосфера «Заводного апельсина» моментально сделали фильм культовым. Его бесконечно цитируют до сих пор», — пишет о фильме Антон Долин.

Также в программе фантастический триллер о противостоянии двух иллюзионистов «Престиж». Режиссер Кристофер Нолан снял эту картину по одноименной книге английского фантаста Кристофера Приста. Здесь задействован звездный актерский состав: Кристиан Бэйл и Хью Джекман, Скарлетт Йоханссон и Майкл Кейн, а также Дэвид Боуи, сыгравший роль гениального изобретателя Николы Теслы.

Зрителей ждет показ «Луны 2112», полнометражного режиссёрского дебюта Данкана Джонса, сына Дэвида Боуи. По мнению Антона Долина, Сэм Рокуэлл сыграл здесь свою самую глубокую и сложную роль.

Ретроспективу дополняет кинолента «Бегущий по лезвию» Ридли Скота, снятая по мотивам книги Филипа К. Дика, а также киноинтерпретация иконического произведения Джорджа Оруэлла «1984».

«Один из самых странных британских режиссеров последних десятилетий, начинавший документалистом на ВВС виртуоз-формалист Майкл Рэдфорд, поставил свой фильм именно в 1984 году. История фантомного противостояния властей тоталитарного государства и оппозиции-сопротивления неизменно поучительна и своевременна, как и описанная Оруэллом гротескная технология промывки мозгов», отмечает Долин.

Показы пройдут 14, 17, 18 и 19 ноября в двух кинотеатрах Москвы — Формуле Кино ЦДМ и Формуле Кино Горизонт. Фильм «Бегущий по лезвию бритвы» выйдет на экранах также и в других городах России.

Смотр родился во второй половине 90-х на подъеме британского кинематографа. В сравнении с радикальными программными коллажами первых фестивалей (шокирующими полиэкранными экспериментами Майкла Фиггиса, неполиткорректными криминальными экшенами Гая Риччи, переворачивающими представление о пуританской Англии мелодрамами Найджела Коула) нынешний фестиваль более похож на солидный вернисаж.

В этой «экспозиции» в разных программах представлен спектр современного английского кино, которое традиционно храбро и честно вступает в диалог с действительностью и с историей. Наследники движения «Свободное кино» продолжают дело Линдсея Андерсона, утверждавшего: «Совершенство не является целью. Отношение означает стиль. Стиль означает отношение».

«У всех своя история, свои тайны», — утверждает герой «Города тусклых огней», частный сыщик. Среди его клиентов «мелкие труженики сомнительных профессий», пытающихся угадать свою счастливую карту в мутной игре мультикультурного сообщества. Среди его новых дел — поиск представительницы древнейшей профессии с явно неанглийским именем Наташа.

В «Божьей земле» проблема эмигрантов неожиданно выведена на чувственный уровень. Дебют Фрэнсиса Ли получил множество наград, в том числе независимого фестиваля в Сандэнсе».

Но акцент программы нынешнего года — на зрительских картинах: мелодрамах, комедиях, исторических драмах и детективах.

Известный режиссер Салли Поттер в стильной сатирической комедии «Вечеринка» рассказывает о дружеском приеме в честь вступления героини Кристин Скотт Томас в должность министра здравоохранения. На праздник приглашены исключительно близкие люди, каждый из которых представляет собой яркий типаж.

Рядом с Томас знаменитые британские артисты — похудевший в два раза Тимоти Сполл, Киллиан Мерфи, американка Патришия Кларксон. Оператор Алексей Родионов уже работал с Поттер над фильмом «Орландо», для новой черно-белой картины он сочинил выразительное визуальное решение в стиле классического русского кинематографа. Непритязательный дивертисмент с ядреной порцией политического гротеска.

Один из любопытнейших фильмов программы — «Убийство священного оленя» — фантазия на темы трагедий Еврипида. Лидер «новой греческой волны» Йоргос Лантимос (его «Клык» побеждал в «Особом взгляде», а «Лобстер» удостоен приза жюри) снял сюрреалистическую антиутопию на основе почти бытового сюжета.

Герой фильма — хирург, решившийся заменить отца неблагополучному подростку. Семейная драма превращается в историю мести и мистики. Кино Лантимоса — фантасмагорическая метафора бесперспективности и бесчеловечности режима узаконенных правил «общества порядка».

Общества, где одиночек (не вступивших в брак) в буквальном смысле превращают в животных. Впрочем, у вас остается выбор: стать лобстером или попугаем. В главных ролях Колин Фарелл и Николь Кидман.

#БРИТФЕСТ2017: «Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса

Устроители недели принципиально не делят британское кино на мейнстрим и артхаус. Зато среди их предпочтений — любимых жанр широкой аудитории— кинобиография. Байопики — один из краеугольных камней современного британского кино.

XVIII фестиваль — рекордсмен по числу биографических лент: программа похожа на прогулку в компании очень важных персон британской истории и культуры.

Фильм-выставка «David Bowie Is» — возможность совершить путешествие по выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и погрузиться в мир легенды рок-музыки. Услышать рассказы О Дэвиде Боуи экспертов, а также дизайнера Кансая Ямамото, вокалист группы Pulp Джарвиса Кокера и других.

Герой фильма «Англия принадлежит мне» — Стивен Патрик Моррисcи, поэт, музыкант, будущий голос легендарных английских меланхоликов The Smiths, на чьих песнях выросло не одной поколение музыкантов. Правда, действие фильма разворачивается в Манчестере рубежа 70— 80-х.

Юный Моррисси еще фанат панк-группы «Нью-Йоркская куколка». Еще не состоялась знаковая встреча с гитаристом Джонни Марра. Стивен ищет работу, меняет девушек, переживает разрыв родителей, пытается нащупать собственный путь. Но, кажется, он уже занят поиском своего ритма, своего звука.

«Последний портрет» Стенли Туччи. История о том, как легендарный швейцарский скульптор и художник Альерто Джакометти (Джеффри Раш) попытался нарисовать портрет своего друга, американского арт-критика Джеймса Лорда (Арми Хаммер).

Сеансы, уверяет его Джакометти, займет всего несколько дней, однако «процесс» затягивается на годы. А за время, пока создается работа мастера, на экране возникает целая история трогательной и необычайной дружбы и отношений, полных красоты, разочарования, глубины и настоящего творческого хаоса. В основе картины книга «Портрет Джакометти», написанная Джеймсом Лордом в 1965 году. Мировая премьера фильма прошла в рамках Берлинале-2017.

Зрители узнают много любопытного о деятельности шотландского психиатра и мыслителя второй половины XX века Рональда Дэвида Лэйнга («Бесит быть нормальным»). Смогут погрузиться в идиллическую атмосферу Сассекса 1920-х и понаблюдать за тем, как Алан Александр Милн придумывал Винни-Пуха («Прощай, Кристофер Робин»).

Фильм Открытия — лента «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза (автора незабываемой «Королевы»). Кино для наслаждения. Насколько правдивы события, изложенные кинематографистами — судить зрителю. Во всяком случае, первый титр гласит: «Основано на реальных событиях… по большей части».

Авторы фильма опираются на дневники индуса-мусульманина Мухаммада Абдула. Волей судьбы писаря из бомбейской тюрьмы занесло в королевский дворец, где он самым неожиданным образом сдружился с британской королевой Викторией и стал ее секретарем.

Плохо говорящий по-английски, но непосредственный и неглупый, индус-простолюдин помогает престарелой королеве по-новому взглянуть на мир, но одновременно наживает врагов во дворце, полном зависти, ханжества и предрассудков. Эти особые отношения с королевой обсуждали не только в Англии, но и во всем мире. Жизнь дворца была почти парализована.

В экранизации романа Шрабани Басу скромный красавчик Абдул становится не только единственным другом королевы. Но и ее Мунши (духовным учителем), под чьим началом она стала изучать арабскую вязь и поссорилась со всей своей свитой, включая родного сына, будущего короля. И все же центр, магнит фильма — не сама неожиданная история, но королева.

Величайшая актриса современности Джуди Денч демонстрирует такую палитру красок, сокрушительных и тончайших изменений в характере любимицы империи, долгожительницы на троне — поистине королевская игра.

Вначале это дряхлая, тусклая, храпящая старуха, наряженная, словно нелепая кукла, вызывает неприязнь. Она неряшливо заталкивает еду в рот на великосветских раутах, и ее придворным за ней не угнаться. Но когда Мунши пробуждает в увядшей королеве интерес к жизни, Викторию не узнать. Их старухи она превращается в женщину. В ней просыпается интерес к жизни.

Британское кино, за исключением редких экземпляров вроде «бондианы» или «Гарри Поттера», трудно разделить на мейнстрим и артхаус, передает Neelov.ru. Зато его легко разделить на «истинно британские жанры», одним из которых является кинобиография.

Ничего удивительного: «английскую биографию» многие считают отдельным литературным жанром, а многочисленные кинобиографии – от «Молодого Уинстона» до «Железной леди», от «Любителей музыки» до «Круглосуточных тусовщиков» – превратили ее в одну из главных «специализаций» британского кино.

XVIII фестиваль «Новое британское кино» станет чуть ли не рекордсменом по числу биографических лент: программа нынешнего фестиваля представляет из себя увлекательный променад в компании очень важных персон британской истории и культуры.

Зрители узнают много нового о личной жизни королевы Виктории («Виктория и Абдул») и о деятельности шотландского психиатра и мыслителя второй половины XX века Рональда Дэвида Лэйнга («Бесит быть нормальным»). Смогут погрузиться в идиллическую атмоcферу Сассекса 1920-х и понаблюдать за тем, как Алан Александр Милн придумывал Винни-Пуха («Прощай, Кристофер Робин»).

Погуляют по вдохновляюще унылым улицам Манчестера конца 1970-х – начала 1980-х вместе с будущим лидером The Smiths Стивеном Патриком Моррисси («Англия принадлежит мне») и навестят мастерскую выдающегося скульптора Альберто Джакометти, чья ретроспектива только что прошла в Tate Modern («Последний портрет»).

Режиссерское кино – еще один конек XVIII фестиваля «Новое британское кино». При этом фильмы заслуженных мастеров, вроде новой картины создателя «Ноттинг Хилла» Роджера Мичелла («Моя кузина Рэйчел» – экранизация романа Дафны дю Морье с Рэйчел Вайс в главной роли), как всегда, соседствуют в программе с дебютами (фильм Фрэнсиса Ли «Божья земля», названный критиками «британской “Горбатой горой”»). Самый пронзительный актерский выход случится в фильме Эрика Стайлза «Безропотно во тьму», где одну из своих последних ролей сыграл умерший в январе Джон Хёрт.

Разнообразные таинственные сюжеты – неважно, с элементами готики, шпионского заговора или мрачной историей из далекого прошлого, еще одна традиционная британская «специализация». В представленных на XVIII фестивале «Новое британское кино» свежих образчиках жанрового кино без тайн и загадок не обойдется.

Активно делающий карьеру за океаном Риз Ахмед сыграет частного детектива в политическом триллере «Город тусклых огней», а звезда сериалов североирландец Колин Морган будет расследовать тайны своей семьи в драме «Жду тебя».

На десерт, заглавная героиня комедии «Дафна» напомнит всем, что современная Великобритания ­– это не только Шерлок и Джеймс Бонд, но и Бриджет Джонс: молодой женщине в исполнении телезвезды из Манчестера Эмили Бичем придется разбираться с неизбежными последствиями собственного взросления.

Фильмом закрытия XVIII фестиваля «Новое британское кино» станет драма «Дыши ради нас» – режиссерский дебют Энди Серкиса, который всему миру известен как мистер motion capture (Голлум, Кинг Конг, шимпанзе Цезарь и верховный лидер Сноук в одном флаконе), а в родной Великобритании набил руку на столь же колоритных ролях рок-героев вроде Иэна Дьюри и продюсера Joy Division Мартина Хэннетта.

Героическую пару главных героев сыграли актеры, которых безо всякой натяжки можно считать главными британскими звездами последних двенадцати месяцев: Клэр Фой, прогремевшая ролью молодой Елизаветы II в сериале «Корона», и Эндрю Гарфилд, умудрившийся за отчетный период отметиться на главных ролях у Мартина Скорсезе и Мела Гибсона, а также сразить лондонских театралов своей работой в «Ангелах в Америке» на сцене Национального театра.

Комментарии 0