Празднование в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница» — 22 ноября 207 года

Сегодня, 22 ноября, православные совершают празднование в честь иконы Божьей Матери, именуемой «Скоропослушница» (X век).

Также в этот день православная церковь совершает празднование в честь памяти:

  • мучеников Онисифора и Порфирия (около 284-305 годов);
  • преподобной Матроны Константинопольской(около 492 года);
  • преподобной Феоктисты Паросской (881 год);
  • священномучеников Парфения (Брянских), епископа Ананьевского, Константина Черепанова, Димитрия Русинова, Нестора Панина, Феодора Чичканова, Константина Немешаева, Виктора Климова, Илии Рылько, Павла Ансимова, пресвитеров, Иосифа Сченсновича, диакона и преподобномученика Алексия (Задворнова) (1937 год);
  • преподобного Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148 год);
  • мученика Александра Солунского (305-311 годы);
  • мученика Антония Апамейского (V век);
  • преподобного Иоанна Колова (V век);
  • преподобных Евстолии (610 год) и Сосипатры (625 год);
  • святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920 год).
    • Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» — древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп.

      В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание — являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

      На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.

      В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница».

      Святые мученики Онисифор и Порфирий пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 — 305). Их били, жгли огнем. После этого святых привязали к диким коням, которые волочили их по камням, вследствие чего мученики Онисифор и Порфирий скончались. Верующие собрали растерзанные останки святых и с честью погребли.

      Пре­по­доб­ная Мат­ро­на ро­ди­лась в го­ро­де Пер­гии Пам­фи­лий­ской (Ма­лая Азия) в V ве­ке. Ее вы­да­ли за­муж за со­сто­я­тель­но­го че­ло­ве­ка по име­ни До­ме­ти­ан. Ко­гда у су­пру­гов ро­ди­лась дочь Фе­о­до­тия, они пе­ре­се­ли­лись в Кон­стан­ти­но­поль. Два­дца­ти­пя­ти­лет­няя Мат­ро­на лю­би­ла хо­дить в храм Бо­жий. Це­лые дни про­во­ди­ла она там, го­ря­чо мо­лясь Гос­по­ду и пла­ча о сво­их гре­хах.

      В хра­ме свя­тая по­зна­ко­ми­лась с дву­мя бла­го­че­сти­вы­ми ста­ри­ца­ми Ев­ге­ни­ей и Су­сан­ной, ко­то­рые с юно­сти под­ви­за­лись при нем в тру­дах и мо­лит­ве. Пре­по­доб­ная Мат­ро­на ста­ла под­ра­жать Бо­го­угод­ной жиз­ни по­движ­ниц, сми­ряя свою плоть воз­дер­жа­ни­ем и по­стом, за что ей при­хо­ди­лось пре­тер­пе­вать на­пад­ки со сто­ро­ны му­жа. Ду­ша ее стре­ми­лась к пол­но­му от­ре­че­нию от ми­ра. По­сле дол­гих ко­ле­ба­ний свя­тая Мат­ро­на ре­ши­ла оста­вить се­мью и про­си­ла Гос­по­да от­крыть, угод­но ли Ему ее на­ме­ре­ние. Гос­подь услы­шал мо­лит­вы ра­бы Сво­ей. Од­на­жды в тон­ком сне ей бы­ло ви­де­ние, что она убе­га­ет от му­жа, ко­то­рый до­го­ня­ет ее. Свя­тая спря­та­лась в тол­пе ино­ков, шед­ших на­встре­чу, и муж ее не за­ме­тил. Этот сон пре­по­доб­ная Мат­ро­на при­ня­ла как Бо­жие ука­за­ние по­сту­пить в муж­ской мо­на­стырь, где муж не до­га­да­ет­ся ее ис­кать. Свою дочь она от­да­ла на вос­пи­та­ние ста­ри­це Су­санне, а са­ма остриг­ла во­ло­сы и, пе­ре­одев­шись в муж­ское пла­тье, при­шла в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Вас­си­а­на (па­мять 10 ок­тяб­ря). Там пре­по­доб­ная Мат­ро­на вы­да­ла се­бя за ев­ну­ха Ва­ви­лу и бы­ла при­ня­та в чис­ло бра­тии. Опа­са­ясь как бы ино­ки не узна­ли, что она жен­щи­на, свя­тая пре­бы­ва­ла в по­сто­ян­ном мол­ча­нии и мно­гих тру­дах. Бра­тия удив­ля­лась ве­ли­ким доб­ро­де­те­лям Ва­ви­лы. Од­на­жды свя­тая с дру­ги­ми мо­на­ха­ми тру­ди­лась в мо­на­стыр­ском ви­но­град­ни­ке. Но­во­на­чаль­ный инок Вар­на­ва за­ме­тил, что у нее про­ко­ло­ты моч­ки ушей и спро­сил об этом. «На­до, брат, зем­лю воз­де­лы­вать, а не на чу­жие ли­ца смот­реть, это не по­до­ба­ет ино­ку», – от­ве­ти­ла свя­тая.

      Через неко­то­рое вре­мя игу­ме­ну мо­на­сты­ря, пре­по­доб­но­му Вас­си­а­ну, бы­ло во сне от­кро­ве­ние, что ев­нух Ва­ви­ла – жен­щи­на. Та­кое же от­кро­ве­ние бы­ло и бла­жен­но­му Ака­кию, игу­ме­ну со­сед­не­го Ав­ра­ами­е­ва мо­на­сты­ря. Пре­по­доб­ный Вас­си­ан при­звал свя­тую Мат­ро­ну и су­ро­во по­тре­бо­вал от­ве­та, с ка­кой це­лью она про­ник­ла в мо­на­стырь, не для со­вра­ще­ния ли ино­ков и по­зо­ра оби­те­ли. Пре­по­доб­ная со сле­за­ми рас­ска­за­ла игу­ме­ну всю свою про­шлую жизнь, о пре­сле­до­ва­нии му­жа, нена­ви­дев­ше­го ее по­дви­ги и мо­лит­вы, о ви­де­нии, ука­зав­шем ей ид­ти в муж­ской мо­на­стырь. Убе­див­шись в том, что на­ме­ре­ния ее бы­ли чи­сты и непо­роч­ны, и бла­го­сло­вив ее, пре­по­доб­ный Вас­си­ан от­пра­вил свя­тую Мат­ро­ну в го­род Емес в жен­ский мо­на­стырь. В той оби­те­ли свя­тая про­бы­ла мно­гие го­ды, по­ра­жая се­стер вы­со­той сво­е­го ино­че­ско­го по­дви­га. Ко­гда умер­ла игу­ме­ния, по еди­но­душ­но­му же­ла­нию ино­кинь на­сто­я­тель­ни­цей оби­те­ли ста­ла пре­по­доб­ная Мат­ро­на.

      Сла­ва о ее доб­ро­де­те­лях, о чу­дес­ном да­ре ис­це­ле­ний, ко­то­рый она стя­жа­ла от Гос­по­да, рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за сте­на­ми мо­на­сты­ря. Услы­шал о по­дви­гах пре­по­доб­ной и До­ме­ти­ан. Ко­гда свя­тая Мат­ро­на узна­ла, что ее муж при­шел к мо­на­сты­рю и хо­чет ее ви­деть, она тай­но ушла в Иеру­са­лим, за­тем на го­ру Си­най, от­ту­да в Бе­рит, где по­се­ли­лась в за­бро­шен­ном язы­че­ском хра­ме. Мест­ные жи­те­ли узна­ли о ее за­тво­ре, ста­ли при­хо­дить к ней. Мно­гих свя­тая по­движ­ни­ца от­вра­ти­ла от язы­че­ско­го нече­стия и об­ра­ти­ла ко Хри­сту. Воз­ле жи­ли­ща пре­по­доб­ной ста­ли се­лить­ся жен­щи­ны и де­ви­цы и вско­ре воз­ник но­вый мо­на­стырь. Ис­пол­няя во­лю Бо­жию, от­кры­тую ей в ви­де­нии, свя­тая по­ки­ну­ла Бе­рит и от­пра­ви­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где узна­ла, что муж ее умер. По бла­го­сло­ве­нию сво­е­го ду­хов­но­го от­ца, пре­по­доб­но­го Вас­си­а­на, по­движ­ни­ца ос­но­ва­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле жен­ский мо­на­стырь, ку­да пе­ре­еха­ли и сест­ры из ос­но­ван­ной ею Бе­рит­ской оби­те­ли. Кон­стан­ти­но­поль­ский мо­на­стырь пре­по­доб­ной Мат­ро­ны был из­ве­стен стро­го­стью ино­че­ско­го уста­ва, доб­ро­де­тель­ной жиз­нью се­стер.

      В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­тая Мат­ро­на удо­сто­и­лась ви­де­ния пре­свет­ло­го рая и уго­то­ван­но­го ей там ме­ста за 75-лет­ний ино­че­ский по­двиг. В воз­расте ста лет пре­по­доб­ная Мат­ро­на, бла­го­сло­вив се­стер, ти­хо ото­шла ко Гос­по­ду (око­ло 492 го­да).

      Преподобная Феоктиста родилась на острове Лезвий (или Лесбос) в городе Мифимне (Малая Азия). В раннем детстве она осталась круглой сиротой, и родственники отдали ее на воспитание в монастырь. Девочка полюбила удаленное от мира греха и соблазна иноческое житие, долгие церковные службы, монастырские послушания, суровый пост и неустанную молитву. Многие песнопения, молитвы и псалмы она выучила наизусть. В 846 году, когда ей было уже 18 лет, она, по благословению игумений, отправилась на праздник Воскресения Христова в соседнюю деревню посетить свою родную сестру и там остановилась на ночлег. Ночью на селение напали арабы, пленили всех жителей, посадили на корабль и утром вышли в море.

      Разбойники высадили пленников на пустынном острове Парос, чтобы, рассмотрев их, назначить за каждого цену и увезти на невольничий рынок. Господь помог юной девице убежать, и арабы не догнали ее. С тех пор преподобная Феоктиста прожила на острове 35 лет (+ 881). Жилищем ей служил древний храм во имя Пресвятой Богородицы, пищей — семена подсолнечника. Все время она проводила в молитве.

      Однажды группа охотников высадилась на острове. Один из них, преследуя добычу, далеко ушел от берега в лес и вдруг увидел церковь. Он зашел в храм, чтобы вознести молитву Господу. После молитвы охотник увидел в полутемном углу, недалеко от святого престола, за густой паутиной нечто похожее на человеческую фигуру. Он пошел поближе и услышал голос: «Стой, человек, не ходи дальше, мне стыдно, потому что я — нагая женщина». Охотник дал женщине верхнюю одежду, и она вышла из укрытия. Он увидел седую женщину с изможденным лицом, назвавшую себя Феоктистой. Она слабым голосом рассказала о своей, полной благодеяний Божиих жизни.

      Окончив рассказ, святая попросила охотника, чтобы тот, если ему только случится побывать на этом острове вновь, привез ей частицу Преждеосвященных Даров. За все время пустынножительства она ни разу не сподобилась причаститься Святых Христовых Тайн. Через год охотник вновь прибыл на остров и привез небольшой сосуд с частицей Святых Тайн. Святая Феоктиста встретила Святыню в храме, пала на землю и долго с плачем молилась. Поднявшись, она приняла сосуд и с благоговением и страхом Божиим причастилась Тела и Крови Христовой. На следующий день охотник увидел посредине храма мертвое тело преподобной Феоктисты. Выкопав неглубокую могилу, охотник положил в нее честное тело преподобной и при этом дерзнул отделить ее руку, чтобы взять с собой часть мощей великой угодницы Божией. Всю ночь плыл корабль по неспокойному морю, а наутро оказался на том же месте, откуда начал путь. Тогда человек, взявший мощи, понял, что это неугодно Богу. Он вернулся к могиле и приложил руку к телу преподобной. После этого корабль беспрепятственно отплыл. В пути охотник рассказал спутникам обо всем, что было с ним на острове. Выслушав его, все решили немедленно вернуться на Парос, чтобы вместе поклониться мощам великой подвижницы, но ее святого тела в могиле не оказалось.

      Пре­по­доб­ный Они­си­фор про­зор­ли­вый по­дви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли в XII ве­ке. О нем ска­за­ние по­ме­ще­но в «По­сла­нии сми­рен­но­го Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го и Суз­даль­ско­го, к По­ли­кар­пу, чер­но­риз­цу Пе­чер­ско­му». «Слы­шал я прав­ди­вую вещь, – пи­сал св. Си­мон, – от бла­жен­ных стар­цев Пе­чер­ских; они же го­во­рят от са­мо­вид­цев это­го чу­да. Во вре­мя игу­мен­ства Пи­ме­на (1132–1141) в св. Пе­чер­ском мо­на­сты­ре был там муж, со­вер­шен­ный во вся­кой доб­ро­де­те­ли, име­нем Они­си­фор, пре­сви­тер са­ном. Он спо­до­бил­ся от Бо­га да­ра про­зор­ли­во­сти, так что ви­дел в серд­це вся­ко­го че­ло­ве­ка со­гре­ше­ния его. Рас­ска­зы­ва­ют о мно­гих его по­дви­гах; но я те­бе од­но ска­жу…». И да­лее по­вест­ву­ет­ся об од­ном чер­но­риз­це, ко­то­рый ско­ро­по­стиж­но умер, и от его те­ла на­чал ис­хо­дить силь­ный смрад, но по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го Они­си­фо­ра те­ло умер­ше­го пе­ре­ста­ло смер­деть. Пре­по­доб­ный Они­си­фор скон­чал­ся в 1148 го­ду. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Ан­то­ни­е­вых (Ближ­них) пе­ще­рах. Па­мять его, кро­ме об­щей всем пре­по­доб­ным Ан­то­ни­е­вых пе­щер, 9/22 но­яб­ря (ве­ро­ят­но, в па­мять его те­зо­име­нит­ства со св. му­че­ни­ком Они­си­фо­ром IV ве­ка). Имя пре­по­доб­но­го Они­си­фо­ра упо­ми­на­ет­ся в об­щем ка­ноне Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным (в 3-й пес­ни) вме­сте с пре­по­доб­ным Иере­ми­ем и Мат­фе­ем про­зор­ли­вы­ми (см. 5 ок­тяб­ря): «Они­си­фо­ре бла­женне, пред­ви­де­вый вся и пред­ве­щая яс­но, со Иере­ми­ем и Мат­фи­ем, яко про­ро­цы пред­ви­дя­щие, бе­ды на­ле­жа­щия ско­ро мя из­ба­ви­те мо­лит­ва­ми ва­ши­ми».

      Свя­той Алек­сандр пре­тер­пел су­ро­вые му­че­ния при ца­ре Мак­си­ми­ане. Ис­по­ве­дав­ши се­бя хри­сти­а­ни­ном, он был схва­чен и при­нуж­да­ем при­не­сти жерт­ву идо­лам. Он же не толь­ко не по­ко­рил­ся, но ис­пол­нив­шись боль­шею рев­но­стью по Бо­гу, нис­про­верг­нул жерт­вен­ник с жерт­вою. Раз­гне­ван­ный Мак­си­ми­ан при­ка­зал от­сечь ему го­ло­ву. Па­лач взяв меч, вдруг оста­но­вил­ся.

      – Что же ты сто­ишь, – ска­зал ему царь, – и не ис­пол­ня­ешь при­ка­за­ний.

      – Я, – от­ве­чал тот, – ви­жу ви­де­ние и недо­уме­ваю, что оно мо­жет озна­чать.

      То­гда свя­той вы­про­сил се­бе час для мо­лит­вы, передает портал Neelov.ru. Со­вер­шив усерд­ную мо­лит­ву, он был обез­глав­лен. Уви­дав, что его ду­ше пред­ше­ству­ет Ан­гел, царь поз­во­лил хри­сти­а­нам по­греб­сти те­ло свя­то­го в го­ро­де Со­лу­ни.

      Свя­той Ан­то­ний про­ис­хо­дил из Си­рии и был по ре­ме­с­лу ка­мен­щик. Со­жа­лея о языч­ни­ках, при­но­ся­щих в сво­их хра­мах жерт­во­при­но­ше­ния, свя­той умо­лял их от­сту­пить от та­ко­во­го нече­стия. Ко­гда они не по­слу­ша­ли его, он ушел в од­но пу­стын­ное ме­сто. Здесь он встре­тил неко­е­го от­шель­ни­ка, по име­ни Ти­мо­фея, и с ним про­жил два го­да. Укреп­лен­ный его мо­лит­ва­ми, он сно­ва от­пра­вил­ся к за­блуж­да­ю­ще­му­ся на­ро­ду, в свой го­род, чтобы на­пра­вить его на путь ис­ти­ны. При­шел он в свой го­род то­гда, ко­гда жи­те­ли справ­ля­ли празд­ник сво­им бе­сам. Он во­шел в храм их и со­кру­шил идо­лов, за что и под­верг­ся раз­лич­ным му­че­ни­ем и при­нуж­ден был вый­ти из го­ро­да. То­гда он от­пра­вил­ся в Апа­мею Си­рий­скую[1] и там упро­сил епи­ско­па, чтобы тот поз­во­лил по­стро­ить цер­ковь во имя Свя­той Тро­и­цы. Ко­гда он на­чал по­строй­ку хра­ма, узна­ли об этом жи­те­ли его го­ро­да и но­чью, при­шед­ши, раз­ру­би­ли его ме­ча­ми на ча­сти. Так он пре­дал дух свой Бо­гу.

      Пре­по­доб­ный Иоанн Ко­лов под­ви­зал­ся в еги­пет­ской пу­стыне в V ве­ке в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Пи­ме­на Ве­ли­ко­го (па­мять 27 ав­гу­ста). От на­зва­ния этой пу­сты­ни впо­след­ствии ста­ли име­но­вать­ся «ски­та­ми» ино­че­ские пу­стын­ные оби­те­ли, в ко­то­рых мо­на­хи под­ви­за­лись в стро­гом уеди­не­нии и без­мол­вии. Пре­по­доб­ный Иоанн был крот­ким, сми­рен­ным и тру­до­лю­би­вым ино­ком. В эту оби­тель юный Иоанн при­шел со сво­им бра­том Да­ни­и­лом. Вна­ча­ле Иоанн под­ви­зал­ся без ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, но Гос­подь вра­зу­мил его, что стро­гие по­дви­ги необ­хо­ди­мо ис­пол­нять под на­блю­де­ни­ем опыт­но­го в ду­хов­ной жиз­ни стар­ца. Од­на­жды пре­по­доб­ный Иоанн ска­зал бра­ту, что не хо­чет за­бо­тить­ся об одеж­де и пи­ще, а же­ла­ет жить по­доб­но Ан­ге­лам. Сняв одеж­ды, он вы­шел из кел­лии. Но­чью был силь­ный мо­роз, и об­на­жен­ный Иоанн вско­ре на­чал сту­чать­ся в дверь кел­лии. Да­ни­ил не сра­зу от­крыл бра­ту, ска­зав, что Ан­гел не за­бо­тит­ся о сво­ем те­ле. По­нял пре­по­доб­ный Иоанн, что слиш­ком по­на­де­ял­ся на се­бя и горь­ко за­ры­дал. По­сле это­го вра­зум­ле­ния пре­по­доб­ный Иоанн при­шел к пре­по­доб­но­му Пиме­ну, из­вест­но­му твер­дой и непре­клон­ной во­лей, и, про­ся ру­ко­вод­ства, обе­щал во всем по­ви­но­вать­ся. Ис­пы­ты­вая тер­пе­ние мо­ло­до­го ино­ка, свя­той Пи­мен дал ему необыч­ное по­слу­ша­ние. Три го­да пре­по­доб­ный Иоанн но­сил во­ду и по­ли­вал за­сох­шее де­ре­во, и оно по­кры­лось лист­вой, да­ло обиль­ные пло­ды и по­лу­чи­ло на­зва­ние «де­ре­во по­слу­ша­ния». Пре­по­доб­ный Иоанн впо­след­ствии сам стал на­став­ни­ком мно­гих лю­дей на пу­ти ко спа­се­нию, в том чис­ле пре­по­доб­но­го Ар­се­ния Ве­ли­ко­го(па­мять 8 мая), бла­жен­ной Та­и­сии (па­мять 10 мая).

      Свя­тая Ев­сто­лия, уро­жен­ка Ри­ма, при­быв в Кон­стан­ти­но­поль, по­сту­пи­ла в один из жен­ских мо­на­сты­рей. Доб­ро­де­тель­ной и стро­гой мо­на­ше­ской жиз­нью бла­жен­ная стя­жа­ла лю­бовь и по­чи­та­ние се­стер. Не толь­ко мо­на­хи­ни, но и мно­гие мир­ские лю­ди при­хо­ди­ли к ней за со­ве­том и уте­ше­ни­ем.

      Свя­тая Со­си­па­тра, дочь им­пе­ра­то­ра Мав­ри­кия (582–602), склон­ная к ино­че­ству, встре­ти­лась с пре­по­доб­ной Ев­сто­ли­ей во Влахерне, в хра­ме в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По­сле бе­се­ды со свя­той ца­рев­на окон­ча­тель­но ре­ши­ла оста­вить мир и все­це­ло пре­дать свою во­лю на­став­ни­це, пре­по­доб­ной Ев­сто­лии. Во двор­це, ко­то­рый по­да­рил до­че­ри бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор, по­сте­пен­но воз­ник мо­на­стырь, из­вест­ный стро­го­стью ино­че­ско­го уста­ва.

      Свя­тая Ев­сто­лия скон­ча­лась в 610 го­ду, а свя­тая Со­си­па­тра – в 625 го­ду.

Комментарии 0