Ученым удалось доказать смертельную опасность антибактериального мыла

Сотрудники Института теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук (РАН) в подмосковном Пущино выяснили, что антибиотик триклозан, который используют в некоторых видах мыла, может быть смертельно опасен. Согласно данным ученых, он может запускать программу самоуничтожения в клетках млекопитающих.

Научные деятели провели эксперимент на крысах. В результате выяснилось, что триклозан нарушает нормальную работу митохондрий или клеточных органелл, которые выполняют энергетическую функцию. После этого антибиотик вызывает массовую гибель клеток печени.

«Долгое время считалось, что триклозан безвреден для человека и животных. Его используют в различном мыле и косметических средствах. Недавно в США запретили использование триклозана в жидком и твердом мыле. Стал он встречаться гораздо реже и у нас. Тем не менее, в больницах триклозан все еще используют в санитарных средствах», — рассказывает Константин Белослудцев из ИТЭБ РАН, чьи слова приводит пресс-служба института.

Данный антибиотик был открыт в середине 1960 годов и он практически сразу начал широко использоваться для борьбы с бактериальными и грибковыми инфекциями.

Он считался безвредным для человека по одной простой причине – его молекулы подавляют работу бактериального фермента ENR, участвующего в синтезе жирных кислот, необходимых для починки клеточных мембран и стенок.

У человека и других многоклеточных существ этот фермент отсутствует, из-за чего ученые считали, что триклозан не может действовать на клетки людей и млекопитающих.

По этой причине данное вещество широко применялось не только в медицине, но и при производстве косметики, мыла и других гигиенических средств, особенно в последние 20 лет. Недавно биологи обнаружили, что триклозан вызывает гормональные нарушения и аллергии, из-за чего его оборот и использование были резко ограничены.

Белосудцев и его коллеги обнаружили, что триклозан может вызывать массовую гибель клеток, наблюдая за тем, как молекулы этого антибиотика влияют на работу клеток печени крыс и их митохондрии – своеобразные «энергостанции» клеток, отвечающие за производство молекул АТФ, универсальной клеточной энерговалюты.

Как показали эти опыты, попадание антибиотика внутрь митохондрий практически мгновенно приводит к тому, что в их внутренней мембране начинают появляться отверстия, что заставило их разбухнуть и увеличиться в размерах примерно в два раза.

По мнению ученых, это помогает «сигналам смерти» выходить из-за пределов митохондрий и вызывать массовую гибель клеток при попадании триклозана в организм.

Дальнейшие эксперименты показали, что триклозан может пробивать подобные «дырки» не только в митохондриях, но и в других обособленных клеточных структурах, обладающих двойной мембраной.

Как отмечают ученые, на практике это может означать, что триклозан может быть даже более вреден для людей и других многоклеточных животных, чем для микробов.

«Мы планируем посмотреть, как триклозан, его метаболиты и продукты биодеградации влияют на живые организмы. Известно, что эти соединения способны значительно накапливаться в тканях водных организмов. Поэтому необходимо проверить, происходит ли под действием триклозана изменение функциональных параметров митохондрий водных организмов, влияет ли он на их выживаемость», — приводятся слова Белослудцева.