Гринпис попросит прокуратуру возможного проверить факт сокрытия радиационной аварии

Концентрацию в атмосфере техногенного радионуклида рутения-106 обнаружили мониторинговые агентства Франции и Германии 1,5 месяца назад. Они указали на Южный Урал как на возможный источник выбросов.

В России это отрицали, а Росгидромет накануне выпустил отчет, в котором говорилось, что превышение рутения было экстремальным.

Во вторник глава ведомства уточнил, что это превышение не опасно для здоровья. В «Гринпис» подтверждают, что сейчас речь не идет об опасносности для населения.

О предполагаемом выбросе радиации стало известно 6 октября, после того, как превышение в атмосфере рутения 106 обнаружили Институт ядерной и радиационной безопасности Франции (IRSN) и федеральное ведомство Германии по защите от радиации (Bundesamt für Strahlenschutz), сообщает портал Neelov. Они заявили, что вероятный источник рутения-106 находится на Южном Урале. При этом не исключались и другие южные регионы России.

11 октября в «Росатоме» заявили, что следы радиоактивного изотопа рутений-106 (Ru-106) ведут не в Россию, а в одну из стран Восточной Европы.

В госкорпорации объяснили это тем, что в период с 25 сентября по 7 октября на территории России превышения Ru-106 не обнаружено, кроме единственного пункта измерения в Санкт-Петербурге, хотя там концентрация была «ничтожной». Со ссылкой на данные МАГАТЭ «Росатом» заявил, что повышенные концентрации рутения были в Румынии, Италии, Украине и других странах.

Предположительным источником изотопа рутений-106 может быть завод РТ-1 по переработке отработавшего ядерного топлива «Маяк», который входит в «Росатом» и находится в закрытом городе Озерск, в середине октября заявила «Коммерсанту» бывшая председатель озерского экологического фонда «Планета надежд» Надежда Кутепова.

Правозащитница, получившая политическое убежище во Франции после обвинений в шпионаже в сюжете телеканала «Россия», предположила, что инцидент мог произойти на «Маяке» 24-25 сентября, так как в те дни на заводе впервые принимали контейнеры нового типа и новое топливо.

Вице-губернатор Челябинской области Олег Климов заявил: «то, что рутений нашли, точно знаем» и при правительстве Челябинской области пройдет совещание со специалистами «Росатома» и работниками завода для выявления причин.

«Рутений был, доза абсолютно незначительная. Но вот откуда он взялся – нужно разбираться», — сказал Климов.

Он также заявил, что его появление точно не связано с работой «Маяка» и других предприятий, расположенных в Челябинской области.

Однако в опубликованном 20 ноября отчете Росгидромета за сентябрь, как пишет «Гринпис», указано, что наиболее значительные концентрации рутения-106 обнаружены именно в населенных пунктах вблизи «Маяка». В организации отметили высокие и экстремально высокие уровни рутения.

Росгидромет также признал, что в конце сентября и начале октября возникли условия для активного переноса воздушных масс и загрязняющих веществ с территории Южного Урала в район Средиземноморья и на север Европы.

После выхода отчета «Гринпис» сообщил, что направит письмо в прокуратуру с просьбой провести проверку возможного сокрытия радиационной аварии. По предположению экологов, выброс рутения-106 мог быть связан с остекловыванием отработавшего ядерного топлива.

Изотоп рутения, как влияет на человека: на «Маяке» все отрицают

На самом «Маяке» заявили, что предприятие не является источником повышенного содержания рутения-106 в атмосфере. Рутений-106 может поступить в атмосферу в случае нарушения герметичности «твэла» в ядерном реакторе, при радиохимической переработке ядерного топлива или при изготовлении, использовании или утилизации источников излучения на его основе, заметили на «Маяке».

В первом случае в атмосферу попали бы и десятки других осколочных радионуклидов, которые бы зафиксировали службы, заявили на предприятии и добавили, что во втором случае источники рутения на «Маяке» в этом году не производились.

Эколог и преподаватель Челябинского госуниверситета Андрей Талевлин заявил изданию «Знак», что авария могла произойти и совсем в другом месте.

«Например, еще в 80-х годах прошлого столетия на Челябинском электрометаллургическом комбинате переплавили радиоактивный металл, и даже сегодня некоторые места шлакоотвала ЧЭМК содержат техногенные радионуклиды», — рассказал Андрей Талевлин.

Замдиректора по науке Института промышленной экологии Уральского отделения РАН Илья Ярмошенко также сказал, что источник рутения-106 — открытый вопрос.

«Я не считаю, что это „Маяк“, вряд ли, иначе он должен был быть выявлен в концентрации с другими радионуклидами, в чистом виде его у предприятия нет», — передает слова ученого.

Илья Ярмошенко отметил, что выработать отдельно рутений-106 — это сложная процедура, он сам по себе дорогостоящий материал. Эксперт предположил, что так как этот радионуклид используется как источник питания в космических аппаратах в качестве топлива, то источником рутения-106 мог быть упавший спутник: «Но падения таких объектов зафиксировано не было, поэтому вопрос с источником остается открытым».

Такие выбросы чреваты массовой гибелью людей, считает руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор, доктор медицинских наук Михаил Виноградов, принимавший участие в ликвидации Чернобыльской аварии.

«Влияние радиации очень опасно — она вызывает многие тяжелые заболевания, прежде всего, онкологические и сердечно-сосудистые. Особый риск есть для людей, которые оказались в самом очаге аварии», — рассказал Виноградов.

Он также отметил, что недуги могут проявиться не сразу, а спустя некоторое время — все зависит от полученной человеком дозы радиации.

По его словам, к счастью, сейчас есть современные препараты, которые позволяют минимизировать ущерб для здоровья людей, оказавшихся в зоне поражения.

При этом Виноградов назвал «очень странным» поведением Росгидромета, который опроверг свои же данные: «Все это еще больше напоминает Чернобыль — тогда тоже власти усиленно молчали, опасаясь массовой паники».

Депутаты Госдумы тем временем предлагают не паниковать. Так, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья, кандидат медицинских наук Алексей Куринный сообщил, что «в зафиксированных концентрациях выброс рутения не представляет опасности для людей». «Однако понятно, что выброс был, это надо признать. Но никто пока не понимает, что и где произошло. Ответов на этот вопрос нет», — сказал он.

Согласно первоначальной информации, Росгидромет фиксировал загрязнение в двух пунктах наблюдения — поселках Аргаяш и Новогорный Челябинской области.

В первом радиационный фон предыдущего месяца превышен в 986 раз, во втором — в 440 раз, что соответствует уровню «экстремально высокое загрязнение». Установить всю территорию заражения невозможно, пока окончательно не известен его источник.

Председатель правления Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин говорит, что первоочередной задачей сейчас является нахождение источника заражения.

«Предприятие „Маяк“ отказывается признавать свою вину, апеллируя к тому, что в его производственном цикле уже много лет не задействован рутений-106. Мы ничего не знаем о рутении, у нас даже специалистов соответствующих очень мало», — пояснил эксперт.

О срочном поиске источника заражения говорит и президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. «Надо понять масштаб аварии, ее эпицентр и точные зоны поражения.

Возможно, многие люди уже нуждаются в эвакуации и дальнейшем лечении. Медлить в этом случае нельзя». По его словам, необходимо привлекать к работе независимых авторитетных экспертов, потому как «наше государство не может похвастаться честностью по отношению к населению».

Комментарии 0