«Маяк» обвинили в выбросе рутения — что произошло с ядерным комплексом?

Не зря в народе бытует выражение о том, что правда рано или поздно всплывает на поверхность, сколь бы тщательно её не пытались спрятать. Именно потому о масштабной Кыштымской аварии, затронувшей и ядерный комплекс «Маяк», мы узнали лишь спустя два десятилетия после произошедшего. Однако и сегодня отголоски той страшной катастрофы долетают до нас: облако рутения-106, которое добралось до Европы, «зародилось» где-то на юге России.

Стоит отметить, что вся эта история укрыта плотным саваном тайны. Сам ядерный комплекс «Маяк» появился посреди лесов Сибири в 1948 году — разумеется, огласке такое «появление» не предавали». Такого объекта нет на картах, как и некоторых городов, окружающих комплекс…

Люди, о роде деятельности которых никто не знал, занимались на «Маяке» производством плутония, который, как известно, используется при создании ядерного вооружения. Государство на тот момент прилагало все усилия, чтобы вещество выпускалось в больших количествах и быстро, а потому вопросы экологии и санитарии отошли на второй план. Именно потому изначально все радиоактивные отходы сбрасывались в реку Течу, и уносились течением.

Однако, со временем экологический вопрос встал столь остро, что необходимость принятия рационального решения буквально хватила за горло. Сначала отходы держали на озере Карачай — там они содержались на специальном складе. Разумеется, строители тщательно избегали контакта отходов с водой, однако, ремонт установок в последующие годы не проводился.

Именно сложность техобслуживания, которое не проводилось на должном уровне и повлекло за собой страшные последствия: поломка в системе охлаждения, температура триста в лишним градусов, испарение жидкости… При возросшем в резервуарах давлении взрыв был неизбежен.

«Было воскресенье. Около пяти часов. Я шел к брату. Я услышал взрыв и увидел облако», — рассказал в 1990 году газете l’Humanité бывший начальник лаборатории дозиметрии «Маяка».

Объем выброса составил от 70 до 80 тонн отходов. Большая часть упала прямо на место аварии, однако часть сформировала радиоактивное облако, которое двинулось на северо-восток.

Под его воздействием оказались около 270 000 человек на территории в несколько тысяч квадратных километров. Особенно сильное загрязнение было зарегистрировано на территории в 1 000 км2. Сейчас этот путь облака иногда называют «восточно-уральским радиоактивным следом».

Как и в случае с Чернобылем, население начали эвакуировать не сразу, но лишь спустя пять или шесть дней после аварии. За это время люди получили огромную дозу радиации, которая сказалась на их здоровье — в течение нескольких месяцев после аварии люди, которых вывезли из ближайших населённых пунктов, начали болеть и умирать. Точных данных, конечно же нет, однако, стоит представить себе масштабы произошедшего: радиации повлияла на окружающую среду, и никуда не исчезла, соответственно, такое влияние сохранилось и в дальнейшем.

Секретность

Произошедшая авария держалась в строгом секрете, и о ней стало известно лишь два десятка лет спустя — в 1976 году. Русский биолог Жорес Медведев, который бежал в Великобританию, писал в газету New Scientist, приводя в своей статье множество факторов, указывающих на вероятность ядерного взрыва.

Так как город Кыштым был единственным ближайшим населённым пунктом, отмеченным на карте рядом с «Маяком», то авария получила название Кыштымской. В 1979 году вышла и книга Жореса Медведева, повествующая о событиях тех лет. Официальные данные же появились в 1989 году, и распространило их МАГАТЭ.

Некоторые документы были рассекречены, и факт произошедшего — подтверждён. Из семи уровней ядерных событий этой аварии присвоили шестой, то бишь она лишь на ступень ниже произошедшему в Фукусиме или Чернобыле.

Предприятие все еще работает

Несмотря на это происшествие и множество связанных с объектом инцидентов (речь идет в частности о сливе отходов в воду и иссушении озера Карачай, которое ведет к выбросам радиоактивной пыли), он продолжает работу. Сегодня «Маяк» занимается утилизацией отработанного ядерного топлива, немалая часть которого поступает из соседних стран.

В окрестных городах до сих пор живут люди. Ближайший к предприятию Озерск (переименован в 1994 году) по-прежнему закрыт для приезжих. По официальным данным, люди были вывезены из зон риска, где были проведены очистные работы. Тем не менее, если верить докладу, выпущенному Greenpeace по случаю 60-летней годовщины аварии, в Течу все еще сбрасываются немалые объемы отходов, а замеры свидетельствуют о высоком уровне радиации в соседних деревнях.

То же самое касается и некоторых городов, из которых так и не вывезли людей. «Нас в семье было пять детей. Все остальные умерли, передает портал Neelov. Рак», — рассказал в 1990 году газете L’Express житель поселка Муслюмово, расположенного в 30 километрах от предприятия.

20 ноября Россия подтвердила, что поблизости от объекта в сентябре были зарегистрированы «чрезвычайно высокие» показатели рутения-106. Ранее несколько европейских наблюдательных центров выявили присутствие в атмосфере этого радиоактивного газа (в естественном виде он не встречается). Во вторник «Росатом» заверил всех в отсутствии каких-либо инцидентов на его объектах.

Комментарии 0