Россия ужесточает налоговые соглашения с «недружественными» странами: анализ и последствия

Президент России Владимир Путин 8 августа принял решение приостановить действие определенных положений налоговых соглашений с 38 странами, включая США, Францию, Кипр и Швейцарию. Этот шаг стал частью тенденции к постепенному ужесточению условий налоговых соглашений между Россией и западными государствами. Однако каждое решение в рамках этого тренда имеет свою специфику и нюансы, подчеркивают эксперты. Подробности сообщает Forbes.ru.

Прошлые налоговые решения

Еще весной 2020 года президент Владимир Путин поручил правительству пересмотреть соглашения о препятствовании двойного налогообложения (СИДН) с так называемыми транзитными юрисдикциями, которые часто использовались для вывода средств из России в офшорные зоны. В список транзитных стран попали:

  • Кипр;
  • Мальта;
  • Люксембург;
  • Нидерланды.

Позднее к ним присоединилась Швейцария.

Предложение Минфина этих стран повысить ставку налога на доходы, связанные с выплатами по дивидендам и процентам, вызвало огромное беспокойство среди российского бизнеса. Ранее действовавшие СИДН предусматривали снижение этих ставок до минимума, что делало офшорные транзакции выгодными для российских компаний.

После напряженных переговоров с Кипром удалось достичь соглашения, которое стало образцом для других транзитных стран. Люксембург и Мальта быстро присоединились к новым условиям СИДН, но Нидерланды отказались и продолжили настаивать на льготах для своих компаний, работающих в России.

Однако российская сторона оказалась непреклонной, и СИДН с Нидерландами был денонсирован с начала 2022 года. Соглашение с Швейцарией также оказалось на краю распада из-за ухудшения геополитической обстановки.

Принимая указ о приостановке действия некоторых положений налоговых соглашений, Россия подчеркивает свое стремление к ужесточению налоговой политики и борьбе с офшорными схемами. Это также может служить сигналом для других стран и мирового сообщества о решимости России бороться с налоговыми уклонами и обеспечивать справедливую налоговую базу.

Аналитики отмечают, что последствия этих изменений будут чувствоваться как на международной арене, так и внутри страны. Больше налоговых поступлений в бюджет, как понимают журналисты pronedra.ru, может поддержать реализацию социальных программ и инфраструктурных проектов. Однако бизнесу, осуществляющему операции с зарубежными партнерами, придется адаптироваться к новым условиям и пересматривать свои стратегии.

Последствия налоговых изменений

После февраля 2023 года стали поступать первые признаки того, что налоговые соглашения с «недружественными» странами могут быть подвергнуты изменениям. Они шли из Европы, начиная с новостей о том, что определенные западные государства намереваются прекратить использовать льготы, предоставляемые СИДН. Затем Латвия решила приостановить, а Дания отказалась от налоговых соглашений с Россией.

Февраль 2023 года принес включение России в черный список Европейского союза, что в свою очередь повлекло за собой включение «недружественных» стран в черный список российского Министерства финансов с 1 июля. Принятие указа о приостановке действия налоговых соглашений стало закономерным продолжением этих событий.

Изначальное предложение Министерства иностранных дел и Минфина предусматривало полное прекращение СИДН. Однако бизнес-сообщество выразило обеспокоенность и попросило Минфин рассмотреть возможность отсрочки для тщательной подготовки к такому радикальному изменению, так как не было ясности о сроках вступления изменений в силу.

Президентский указ проливает свет на ряд вопросов. Налоговые соглашения сохраняют свою силу, однако действие большинства статей, включая те, что обеспечивают льготы компаниям в отношении налога на доходы у источника, приостановлено с момента публикации указа.

Воздействие на российский бизнес будет зависеть от реакции иностранных партнеров по СИДН. Важным будет, будут ли их действия симметричными или эти страны решат воспользоваться процедурой денонсации, предусмотренной соглашениями. В период приостановки определенных статей СИДН российский бизнес не сможет использовать льготы при получении доходов из этих зарубежных стран. Вероятно, сохранятся некоторые российские налоговые льготы, такие как льготы для контролируемых иностранных компаний (КИК). В случае денонсации соглашений, российские льготы, возможно, также не будут применяться.

Минфин планирует внести в налоговое законодательство компенсационные меры, чтобы смягчить последствия для российского бизнеса, особенно в части удорожания финансирования. Мы надеемся, что эти меры помогут достичь поставленной цели. Однако стоит помнить, что не все компании смогут на них рассчитывать.

Приостановка определенных статей СИДН может стать дополнительным аргументом в пользу того, чтобы российский бизнес отказался от использования структур в «недружественных» странах. Вариантом может быть переезд в специальные административные районы или «дружественные» страны, ликвидация иностранных компаний или перевод активов напрямую на российских налоговых резидентов. Это может происходить на фоне возобновления безналоговой передачи активов от КИК к физическим лицам — налоговым резидентам России.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.