Российский рынок прямых продаж в 2014 году

Российский рынок считается одним из наиболее важных, в том числе, для крупных транснациональных компаний прямых продаж. Он имеет исключительное значение для Oriflame, входит в топовую десятку рынков для Amway, Avon, QNet, Tupperware, Mary Kay и других мировых лидеров. Разумеется, он остается базовым для Фаберлик, и десятков менее известных отечественных компаний, работающих в России и на территории СНГ.

К началу апреля мировые лидеры подвели итоги 2014 года и дали оценку результатам деятельности на российском рынке. По всем без исключения зарубежным компаниям она носит противоречивый характер с точки зрения финансовых показателей. Различие заключается в разнице между значениями в рублях и валюте. Так, Орифлейм, отметив пятипроцентный рост в рублях, зафиксировал такое же падение в евро. Примерно о таком же падении объемов продаж в долларовом эквиваленте сообщила компания Amway. По данным опубликованным на ее сайте, в России снижение составило 6,6%, тогда как по всему миру среднее значение достигло 8%. При этом объем продаж российского отделения по-прежнему остается высоким – 18,85 млрд рублей.

Причина такой разницы очевидна, – общую  положительную динамику 2014 года «испортил» четвертый квартал, поскольку именно в этот период наблюдалось стремительное снижение курса рубля. Соответственно, при общем росте продаж выручка в пересчете на доллары в лучшем случае оставалась неизменной. Например, статистика компании Avon по четвертому кварталу свидетельствует о снижении выручки на 29% по отношению к аналогичному периоду 2013 года. При этом стоит отметить, что подобное происходило не только в России, но и на рынках большинства других стран. В частности, инфляционные процессы в Латинской Америке и ряде стран Европы также не позволили международным сетевым компаниям выйти на хорошие показатели по 2014 году.

Реакция на такое поведение рынка со стороны руководства ведущих компаний оказалась очень взвешенной. Резкое снижение курса рубля не вызвало никакой паники, все намерены внести соответствующие корректировки и продолжить работу в стране. «Несмотря на сложную экономическую ситуацию в некоторых странах, мы рассчитываем на значительные результаты в 2015 году» – эти слова Стива Ван Андела, председателя совета директоров Amway ясно передают отношение к происходящему в России. Еще более философски отнесся к трудностям российского рынка Шери Маккой, главный исполнительный директор Avon Products, Inc. Он заявил, что «Avon уже пережила не одно колебание рынков в прошлом, и я уверен, что компания сможет сделать это сейчас».

Не собирается отказываться от российского рынка и холдинг QNet, открывший представительство в Москве в конце января 2014 года. Азиатский лидер прямых продаж, компания QNet, занимает лидирующие позиции в Юго-Восточной Азии, арабском мире, работает в странах Центральной Азии и СНГ, а в настоящее время энергично осваивает рынок России. Официальные Представители QNet в РФ, не только успешно стартовали бизнес, но и успели инициировать благотворительную деятельность компании на территории нашей страны. Так, в декабре 2014 года компанией QNet была оказана спонсорская поддержка национальной музыкальной премии «Золотая нота», а в феврале 2015 – оказана меценатская помощь школе-интернату в г. Киров.  Но по словам руководства компании, это только мягкий старт, основной план благотворительных актов в России сейчас на стадии разработки, т.к. компания предпочитает делать широкомасштабные и последовательные благотворительные акты.

Руководство компании так же отметило быстрый рост числа распространителей продукции QNet. Об отношении к происходящему на российском рынке можно судить по словам регионального Директора QNet по странам СНГ и России, Иохима Штеффена. В одном из последних интервью он подтвердил – «Россия является ключевой страной огромного региона, и ее рынок обладает значительным потенциалом. В 2014 году компания выполнила все поставленные задачи по укреплению своего присутствия, и события трех последних месяцев никоим образом не изменили наших планов. QNet предлагает качественный и востребованный товар, наши инструменты продаж очень привлекательны, поэтому мы уверены в успехе». В итоге, по оценкам мировых лидеров прямых продаж можно сделать вывод, что все рассматривают нестабильность, как явление временное и намерены продолжить работу в России.

По заключениям российских экспертов ситуация в конце 2014 года осложнилась, но в целом итоги позитивные. Согласно информации, представленной президентом российской Ассоциации прямых продаж Тамарой Шокаревой, годовой объем выручки увеличился примерно на 400 млн. рублей по сравнению с прошлым годом и составил почти 142 млрд. рублей. Кризисные явления не вызвали серьезных негативных тенденций, рынок никто не покинул. Что касается перспектив, то Тамара Шокарева напомнила старую истину сетевого бизнеса – «В условиях кризиса растет привлекательность индустрии прямых продаж благодаря новым возможностям для потерявших работу, или желающих увеличить доходы, а также благодаря скидкам за счет приобретения продукции прямо у производителя». По прогнозам президента РАПП рост индустрии прямых продаж продолжится уже в 2015 году.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.