15° | 20° Температура: 15°C | 20°C

Наука

Некоторые бактерии используют железо как кислород

• Автор Евгения Полякова

Несколько работ из лаборатории геонаук университета Висконсина пролили свет на интересную группу бактерий, использующую железо так же, как животные – кислород – для впитывания электронов при биохимических реакциях.

Исследования могут пролить свет на зарождение жизни или помочь в поисках живых существ в космосе, отметил старший автор Эрик Роден – профессор геонаук в университете Висконсина. Когда организмы окисляют углеводы, им необходимо куда-то девать электроны. Животные используют для этого кислород, тогда как некоторые бактерии – железо. Для этого элемент преобразовывается в более богатую электронами форму. При этом может происходить обратная реакция, когда бактерии буквально поедают железо для получения энергии.

Из-за дефицита свободного кислорода под землей и водой, организмам пришлось выработать подобный альтернативный механизм. Бактерии перемещают электроны в железо при преобразовании органических соединений в процессе обмена веществ. Люди, по словам Родена, точно также используют кислород. Бактерии применяют для этих целей оксид железа или другие соединения на основе этого элемента.

Данные исследования сосредоточены на видах, найденных в термальном источнике Chocolate Pot – сравнительно холодном объекте на территории Йеллоустонского национального парка. В похожем исследовании образцы брались из канавы в Германии. Работы опубликованы в Applied and Environmental Microbiology и Geobiology.

Специалисты нашли ранее неизвестный штамм бактерий, способных использовать в метаболизме железо и смогли получить данные о ДНК этого механизма. Организмы научились перемещать электроны в виды железа, которые нельзя ввести внутрь клетки. Открытия заинтересовали представителей сразу нескольких сфер. Например, в сельском хозяйстве рассматривают возможность использования бактерий для получения энергии из органики. Они также играют важную роль в выветривании пород из почвы.

Самые популярные