17° | 30° Температура: 17°C | 30°C

Наука

Ученые впервые проследили за движением гема с помощью «зеленого фонаря»

• Автор Евгения Полякова

Логометрический сенсор позволил впервые осветить перемещения подвижного гема.

Гем – ядовитый питательный элемент, полезный организму в малых количествах. В этом случае вещество действует в клетках как основной катализатор (кофактор) и сигнальная молекула, запускающая другие процессы. Ученым впервые удалось пронаблюдать эту активность изнутри.

«Неправильное обращение с веществом может привести к появлению Альцгеймера, сердечным приступам и некоторым видам рака. Поэтому клеткам важно управлять доступным количеством гема, — отметил Амит Редди, биохимик и доцент в Технологическом институте Джорджии. – Имея биосенсоры, способные контролировать гем в клетках, мы поймем, как они делают этот токсин доступным в тщательно разреженных концентрациях».

Соединение является составляющей частью гемоглобина. Ионное железо в геме – молекула, к которой цепляется кислород. В гемоглобине соединение плотно встроено в белок и является нетоксичным. Ученые долго считали, что и в других клетках гем находится в статичном состоянии. Данное исследование, представленное в журнале PNAS, опровергло эту гипотезу.

Подвижный гем выступает в качестве питательного вещества, а не яда. Для подтверждения этого исследователи разработали флуоресцентную сенсорную молекулу, яркость которой уменьшается с увеличением концентрации вещества. Опыты показали, что, когда организму нужно больше гема, оксид азота высвобождает его из связывающих белков, позволяя, например, регулировать экспрессию генов.

«Логометрическая флуоресцентная технология не нова, но наша разработка уникальна тем, что улавливает определенное вещество, — отметил Редди. – Мы взяли связывающий гем белок из бактерии и прикрепили его к зеленому флуоресцентному протеину».

Для активации ламповой части датчика ученые использовали голубой лазер, как для светящихся в темноте стикеров. После этого элемент переизлучал зеленый свет. Его яркость менялась, в зависимости от количества гема.

Самые популярные