Лондон не поддерживает российскую инициативу о миссии ООН по химоружию

Великобритания не поддерживает инициативу России и Китая по расширению работы миссии по расследованию случаев применения химического оружия на Ирак. Об этом заявил постпред Соединенного Королевства при ООН (председатель СБ в марте) Мэттью Райкрофт.

Россия в пятницу вновь внесла в Совет безопасности ООН проект резолюции по борьбе с попаданием химического оружия к террористам в Сирии и Ираке в связи с использованием химического оружия террористами в Мосуле.
Райкрофт заявил, что все члены Совета безопасности обеспокоены использованием химического оружия и ожидают результатов расследования правительством Ирака этих сообщений.

«Чтобы объединить Совет для совместной работы по противостоянию вызовам использования химического оружия террористами и негосударственными субъектами, мы распространили повторно тот же проект резолюции вместе в КНР, который мы распространили ровно год назад, соответствующим образом его актуализировав», — сказал он журналистам.

По словам господина Сафронкова, текст документа был актуализирован ситуацией в иракском городе Мосул. Дипломат призвал «переходить к серьезной работе, построенной на профессиональных фактах».

«Профессионалы доказывают, что химический терроризм на Ближнем Востоке — это реальная угроза»,— заключил Владимир Сафронков, отметив, что год назад российско-китайский проект резолюции не нашел поддержки среди представителей западных стран.

В начале марта ООН опубликовала данные, согласно которым, в Мосуле около 12 человек прошли лечение после вероятного использования химического оружия. Председатель Совбеза ООН в марте и спецпосланник Великобритании Мэттью Райкрофт выразил надежду, что Ирак продолжит расследование о возможном применении террористами химоружия.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) заявила о «серьезной обеспокоенности» после публикации этих сведений.

Проект резолюции, представленный Россией и Китаем в апреле 2016 года, требовал от всех стран, в первую очередь граничащих с Сирией, «немедленно докладывать Совету Безопасности о любых действиях негосударственных субъектов», направленных на производство, получение, передачу, транспортировку и использование «химического оружия и средств его доставки». Кроме того, документ предусматривал расширение охвата деятельности созданного для расследования химических атак в Сирии Совместного механизма расследования (СРМ) ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) на Ирак. Членам этой комиссии также предлагалось поручить выявлять лица, группы или правительства, которые вовлечены в эту незаконную деятельность.

В ходе обсуждения документа в прошлом году ряд стран — членов СБ, в том числе Ангола и Венесуэла, выразили поддержку этой инициативе, в то время как другие, в частности Великобритания, высказались против расширения мандата СМР на Ирак.

Точка зрения Лондона за год не изменилась, и британский постпред Мэттью Райкрофт в пятницу вновь высказался против российско-китайской инициативы. Объясняя свою позицию, дипломат выразил мнение, что между ситуациями в Ираке и Сирии есть «большая разница». «Ситуация в Ираке отличается прежде всего потому, что правительство страны полностью сотрудничает с ОЗХО, страна является участником конвенции (о запрещении химического оружия) и имеет хорошую репутацию. В адрес правительства Ирака не поступает обвинений в использовании химического оружия против его собственного народа», — сказал Райкрофт.

Как утверждал британский дипломат, СМР создавался «именно потому, что иного способа установить ответственных за химические атаки не было из-за нежелания (сирийского) режима сотрудничать». «Поэтому британское правительство против расширения (полномочий) СМР», — заключил он.
Сафронков категорически не согласился с аргументом о том, что ситуация в Сирии — это «особый случай». «Это, на мой взгляд, очень порочная, непрофессиональная, эмоциональная, навеянная политической доктриной логика, которая блокирует работу СБ по этому важному направлению — противостоянию химическому терроризму в регионе», — подчеркнул он.
Химическая атака в Мосуле.

В начале марта Международный комитет Красного Креста и Всемирная организация здравоохранения сообщили о том, что в окрестностях Мосула проходят лечение пациенты, имеющие признаки поражения химическим оружием. В ОЗХО заявили, что запросили у иракских властей дополнительную информацию о предполагаемых химических атаках, а также предложили помощь в проведении расследования.

Россия уже созывала закрытую встречу Совбеза в связи с сообщениям о химических атаках в Мосуле 10 марта. В тот же день постпред Ирака при ООН Мухаммед Али аль-Хаким сообщил журналистам, что в распоряжении Багдада «нет никаких доказательств того, что ИГ применило химическое оружие» в районе Мосула.

По итогам совещания в пятницу постпред Великобритании, являющийся председателем Совбеза в марте, сообщил, что члены СБ крайне обеспокоены «использованием химического оружия кем-либо и где-либо». «Мы ждем от правительства Ирака результатов расследования информации о химических атаках», — сказал он.

Комментарии 0