Инспекторам разрешили останавливать автомобили без причины, но запретили изымать права

С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Инспекторам, в частности, теперь запрещено устраивать «засады» и изымать права водителей на месте.

Однако останавливать транспортные средства можно будет везде и без причины. Содержание новых правил, контролирующих взаимодействие автовладельцев и сотрудников Госавтоинспекции специально для «Парламентской газеты» разъяснил первый замглавы Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»Вячеслав Лысаков.

Согласно ведомственному приказу МВД №664, инспекторы ГИБДД вновь наделяются правом останавливать автомобилистов для проверки документов в любом месте дороги, а не только на стационарных постах. Кроме того, в соответствии с новыми нормами водителей теперь можно остановить для проверки без видимых причин. Ранее останавливать автомобиль можно было только в трёх случаях — на стационарных постах для проверки документов или досмотра, за конкретные нарушения правил дорожного движения и при проведении специальных мероприятий.

«В нынешнем варианте ведомственного регламента можно без причины остановить любой автомобиль и в профилактических целях проверить его», — рассказал Вячеслав Лысаков. По мнению депутата, эта мера вполне оправданна хотя бы потому, что в автомобиле может находиться угонщик либо человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Новые правила определяют и порядок общения инспекторов с водителями. Так, инспекторам прямо запрещается допускать в отношении водителей грубости и дискриминационные высказывания по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных взглядов. Сотрудники ГИБДД не смогут делать предвзятые замечания, допускать оскорбительные выражения или реплики, а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

Регламент также обязывает инспекторов ГИБДД сопровождать водителей обратно к автомобилю после проверки на опьянение с помощью алкотестера в случаях, когда тест проводится на постах ДПС, к которому водителя отвозят с места остановки машины. В устаревшем приказе содержалась лишь норма о том, что инспекторы обязаны возвращать водителей к машине после медицинского освидетельствования в больнице в случаях, если опьянение не было обнаружено.

Согласно одному из положений приказа, с 20 октября водители будут обязаны передавать документы инспектору без «удерживающих устройств» — цепочек и брелоков, с помощью которых некоторые водители пытаются не позволить инспектору унести права в машину ДПС. Также в отличие от устаревшего приказа №185 из нового регламента пропала норма, запрещающая сотрудникам ГИБДД препятствовать автомобилисту вести видеосъёмку.

«Конституция, Гражданский кодекс и Закон «О полиции» разрешают водителю фиксировать события, которые с ним происходят, включая диалог с полицейским, — пояснил Лысаков. — Другое дело, что не всё можно выкладывать в публичное пространство». По его словам, водители по-прежнему могут вести видеозапись разговора с гаишником с целью впоследствии обжаловать действия должностного лица. Но поскольку регламент является внутренним служебным документом, то пункт, регламентирующий действия граждан, там неуместен, из-за чего его оттуда убрали.

Правда, обратил внимание депутат, здесь возникают риски, что некоторые инспекторы начнут своеобразно понимать исчезновение этого пункта и будут оказывать давление на водителей с целью запретить приводящуюся видеосъёмку. В то же время, отметил Лысаков, руководство ГИБДД недавно разъясняло свою позицию по этому вопросу и отрапортовало, что все положения регламента будут донесены до низовых звеньев Госавтоинспекции, так что никаких проблем у водителей не возникнет.

Важная составляющая нового регламента ГИБДД — то, что инспекторы дорожно-постовой службы больше не будут выдавать справки о ДТП. В среде автомобилистов такая новость первоначально вызвала опасения, что в связи с этим могут возникнуть сложности при оформлении страховых случаев при авариях для последующих выплат. Однако позднее в ГИБДД разъяснили, что в выдаче подобных справок нет необходимости, поскольку после аварии водителю вручают копию протокола о ДТП либо копию постановления по делу об административном правонарушении и в этих документах есть вся необходимая информация для страховых компаний.

«Момент, который может создать путаницу в отношениях между гражданами, государством и страховыми компаниями, — это то, что полиция отказалась от выдачи специальных справок дорожно-постовой службы. Но это совершенно правильное решение, — убеждён Вячеслав Лысаков. — Потому что если в аварии пострадали люди, то государству необходимо участвовать и формализовать весь этот процесс в виде уголовного либо административного производства. А если пострадало только «железо», то в соответствии с нормами европротокола ДТП можно оформить самостоятельно — зафиксировать ситуацию с помощью фото- и видеосъёмки и убрать машину с дороги, не создавая пробок».

Кроме того, по мнению депутата, необходимо директивно запретить выезд дорожно-постовой службы на незначительные ДТП, потому что мелкая авария — это проблема двух человек, которые в ней участвовали, и страховых компаний. «Это гражданско-правовые отношения. И вмешиваться в них государству нет никакой нужды, — считает замглавы думского комитета. — Поэтому справки не должны в Госавтоинспекции выдавать. Она может выдать протокол, копию протокола или постановления, в котором все необходимые для страховщиков вещи указаны».

Новые правила коснутся и установки автоматических камер слежения. Раньше применять средства автоматической фиксации нельзя было в местах, где действуют временные дорожные знаки. Отныне такие устройства будут размещаться во время проведения ремонтных работ в зонах действия ограничивающих скорость временных знаков жёлтого цвета, но только до окончания ремонтных работ. К принятию такой меры ГИБДД подвиг рост количества ДТП в зонах сужения проезжих частей в связи с ремонтом дорожного покрытия и реконструкции дорожных сетей.

«Раньше неоднократно бывало так, что дорожное строительство заканчивалось, а знаки ограничения скоростного режима не убирались. Соответственно, если такая камера будет в таких местах установлена, это будет необоснованным привлечением к ответственности, потому что никаких веских причин для снижения скоростного режима уже нет, — сообщил Вячеслав Лысаков. — Сейчас разрешили ставить камеры в тех местах, где есть ограничения, связанные с реконструкцией либо строительством дорожного полотна. Но опять же в соответствии с этим документом как только ремонт будет закончен, камеры будут оттуда сняты. В некоторых случаях вместо настоящих камер будут размещаться муляжи».

Парламентарий с сожалением отметил, что временные знаки, которые остаются на своих местах после окончания ремонта, иногда являются источником «нетрудовых доходов» некоторых инспекторов ДПС. Для того чтобы бороться с подобными злоупотреблениями, депутат предложил усилить общественный контроль и контроль со стороны должностных лиц.

Часть изменений в регламенте носит технический характер и приводит правила в соответствие с действующими федеральными законами, передает Neelov. Например, из регламента ГИБДД пропала возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Также водители получили возможность предъявлять по требованию инспектора не только бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного полиса.

«Каких-то сенсационных изменений здесь нет, — подчеркнул Вячеслав Лысаков. — Но поскольку текст не менялся в течение восьми лет, то естественно, что некоторые положения документа не соответствуют изменениям в законодательстве, принятом за этот отрезок времени. Такие изменения произошли в Законе «О безопасности дорожного движения», в Кодексе об административных правонарушениях и в Правилах дорожного движения. Так что документ просто приведён в соответствие с действующим федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами».

Комментарии 0