28 октября будет последний Родительский день в 2017 году
Обычно Димитриевская родительская суббота выпадает на ноябрь. Однако в 2017 году Димитриевская суббота приходится на самый конец этого месяца – 28 октября.
Она была перенесены из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери, который православные будут отмечать 4 ноября.
О значении и правилах этого дня читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
«У Бога нет умерших – у Бога все живы. Христос сказал это в одной притче, когда к Нему пришли саддукеи и говорили, что вот умер муж, чья будет жена, если все семь братьев имели ее (у иудеев был обычай, если женщина становилась вдовой, то она выходила замуж за брата своего мужа). И Господь ответил, что в загробной, блаженной жизни, не женятся и не выходят замуж, а там живут как ангелы. И каждое свидетельство Спасителя нам говорит о том, что человек рождается один-единственный раз и, нарушив заповеди Господни, но покаявшись в своих грехах, он все равно получает прощение за свою земную жизнь», – отметил митрополит Павел.
Возвращается тело в землю, а душа идет к Господу на суд Божий. И по воскресении соединяется, как сказано у Тихона Задонского – как запряженная в упряжь лошадка, которая идет на работу; вдвоем грешили, вдвоем и работаем.
Поэтому после воскресения плоть, соединяясь с духом, душою, получает либо хороший, либо плохой приговор, поскольку они прожили совместную жизнь.
«Поминание усопших идет с древних времен. И в Ветхом Завете об этом есть упоминание, и в Новом Завете – Господь сказал: «Поминайте наставников ваших». И Сам Христос молился о усопшем Лазаре, о сыне наинской вдовы, о дочери Иаира. Он скорбел и молился Отцу, тем самым научая нас, чтобы мы молились и просили. Потому что Он Сам сказал одно пророческое слово – встань! И воскрес сын наинской вдовы и дочь Иаира. Будучи у гроба Лазаря, Спаситель промолвил: «Выйди!» И Лазарь, будучи уже четыре дня в гробу, вышел из гроба! Придет время, когда и мы услышим подобные слова. Нас Господь призовет – и мы предстанем пред лицом Божиим», – напомнил Владыка Павел.
28 октября последняя в году поминальная родительская суббота, Димитриевская, по светскому календарю, установленному Петром I, а по Церковному григорианскому календарю, который начинает церковный год 1 сентября (14), это первая родительская суббота года.
Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию. Суббота посвящена памяти всех Святых и почивших. Святая Церковь каждую субботу молится о своих умерших членах и просит у Бога для них вечный покой после многоскорбной земной жизни. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших — родительские дни.
В эти особые поминальные субботы Церковь призывает живых прийти в храм, чтобы совершить особенное моление о своих усопших сродниках, а во вселенские субботы Церковь совершает моление об упокоении всех когда-либо живших на земле, всех, от века почивших, христиан.
В богослужебном круге Русской Православной Церкви отмечены Вселенские поминальные родительские субботы: Мясопустная, три великопостные родительских субботы, Троицкая родительская суббота. Две поминальные субботы Радоница и Димитриевская возникли на русской почве, и не являются Вселенскими.
Существует еще поминовение усопших воинов в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи 11 сентября, и 9 мая, в День Победы, наша Святая Церковь поминает «всех воинов, на поле брани убиенных за Веру и Отечество, живот свой положивших».
Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам.
Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.
Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».
Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам.
В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.
Тысячи православных христиан заходят в этот день в храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение.
Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)
Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.
И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…
Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).
Смерть человека – это трагедия для его родных и друзей, сообщает Neelov.ru. Иногда кажется, что умершему уже ничем нельзя помочь, кроме похорон, поминок, памятника на могиле и доброй памяти других людей. Но на самом деле это не так.
С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших. Она может быть краткой и своими словами, может быть безмолвной, когда человек не может говорить из-за своего горя, но может быть и продолжительной.
Комментарии 0