В Москве в самых неожиданных местах обнаружены следы старообрядцев

Древние алтари, тайные молельни и старинные иконы: в Москве в самых неожиданных местах обнаружены следы старообрядцев.

Религиозные артефакты порой прячутся за фасадами вполне светских зданий. Какое отношение к древнему православию имеют музей Горького, резиденция МИДа и МХТ имени Чехова? И вообще — кто возрождает в Москве старообрядческую веру?

На первый взгляд этот дом на Марксистской улице — вполне типичное советское общежитие, которое вот-вот должны были снести, пока специалисты не выяснили, что на самом деле это — замаскированная старообрядческая церковь. Выдали ее некоторые детали — например, в полукруглой части здания раньше, похоже, располагался алтарь, а если пройти немного дальше, можно найти углубление, в котором явно не хватает иконы. Да и арка на входе — нетипичный элемент для заводского общежития.

«Храм был двухэтажный, и вот это — вход в нижнюю церковь, а марши лестниц с гранитными ступенями ведут в верхний храм», — говорит москвовед Александр Фролов.

Старообрядческий след в столице обнаруживается в разных, порой неожиданных местах. Особняк на Воздвиженке — дело рук четы Морозовых, купцов-старообрядцев. Ныне здесь — резиденция МИД.

«Сейчас это можно было бы назвать взрывом мозга. Он стал настолько популярен, что его стали печатать на открытках, как городские виды Москвы», — говорит экскурсовод, москвовед Станислав Симонов.

И уж совсем малоизвестный факт: все те же Морозовы спасли от разорения великого Станиславского — кстати, тоже старообрядца — и спонсировали строительство здания МХАТа.

«Савва Тимофеевич вложил во МХАТ, как в организацию, около шестисот тысяч рублей. По тем временам это очень приличная сумма. Если бы не деньги Саввы Тимофеевича, не только МХАТ как Московский художественный академический театр, но и сама система Станиславского могла бы не выжить. А это, извините — огромный ущерб для всего мира», — говорит Станислав Симонов.

Все это старообрядцы успели сделать за короткий период затишья в начале XX века. До того и после — в советские годы — жили они в постоянных гонениях. Даже представители самых знатных фамилий скрывали свою веру. Предприниматель Степан Рябушинский в знаменитом доме на Малой Никитской — сейчас квартире-музее Горького — оборудовал тайную молельню на крыше.

«Здесь самое любопытное, что и вход в нее тоже был замаскирован. Обратите внимание — здесь отдельная лестница, то есть, любой гость сюда не попадет», — рассказывает Станислав Симонов.

Сегодня у старообрядцев — новый этап спокойной жизни. В Рогожской слободе реконструировали духовный центр, где сохранились, к примеру, иконы, пережившие нашествие французов.

«Это следы от сабель — по-видимому, они пытались в алтарь проникнуть с целью разграбить», — показывает экскурсовод Евгений.

Узнать старообрядцев на улице и в наши дни труда не составит. Мужчины не бреют бороду, носят косоворотки с поясом или кафтан. Женщины — сарафаны, а замужние — обязательно платок на голове.

— Даже не в храме — дома. У меня даже в паспорте фотография, где я в платке.

Сохранилась и традиция многодетных семей. У Чекушиных — четверо мальчиков. Думают о пятом ребенке. Сыновей воспитывают строго — ежедневные молитвы, закаливания. Но и благ цивилизации — мультфильмов и рисования — не лишают.

«Все думают: старообрядцы — дикий какой-то народ, в лесу сидит с топорами, никого не пускает. Мы видим в каждом таланты. Старший, например, хорошо рисует и лепит, мы хотим его сейчас на кружок ИЗО и лепки отдать. Самбо он занимается. Мы люди современные — английский язык даже изучаем с детьми», — рассказывают Иван и Елена Чекушины.

В России сегодня около миллиона старообрядцев — цифра, сравнимая с количеством буддистов и иудеев, живущих в нашей стране. Открываются и зарубежные приходы — даже в Африке и на Ближнем Востоке. Церковь за 350 сложных лет устояла и возрождается.

Вот и дому на Марксистской улице, по оценкам экспертов, после расселения можно будет вернуть первозданный вид: более чем за век основные конструкции старого храма чудесным образом сохранились.

Презентация книги, посвященной истории старообрядчества в России, состоится в понедельник вечером в Москве, в культурном центре «Покровские ворота».

Автор – выходец из старообрядческой семьи, предприниматель, меценат, общественный деятель, руководитель благотворительного Фонда Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонид Севастьянов.

«Книга, которая приближает нас к моменту, когда «страшное церковное разделение, возникшее еще при царе Алексее Михайловиче, будет полностью преодолено», — так московское издательство «Спасское дело» характеризует свое новое произведение.

Автор книги показывает перипетии истории России через призму истории старообрядчества, находя при этом наиболее спорные и дискуссионные моменты преследования инакомыслия в стране.

«Параллельная история России, или вера моих отцов» Л.Севастьянова открывает новую книжную серию «Взгляд на Собор». В ней будут печататься книги, тематика которых связана так или иначе со Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 годов, юбилей которого в настоящий момент широко отмечается.

Именно на том Соборе активно обсуждались вопросы единоверия и снятия «клятв» со старообрядцев, и хотя клятвы были сняты только на Поместном Соборе 1971 года, однако Собор революционной поры все для этого подготовил.

Ранее сообщалось, что президент России Владимир Путин посетил Рогожский духовный центр Русской православной старообрядческой церкви в Москве, сообщает портал Neelov. Глава государства осмотрел выставку «Сила духа и верность традиции», открывшуюся в храме Рождества Христова и Покровский собор – кафедральный храм Русской православной старообрядческой церкви, сообщает пресс-служба Кремля.

В ходе «круглого стола» по вопросам переселения соотечественников в Россию, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка сообщил, что на Дальнем Востоке создадут специальную службу адаптации старообрядцев.

Агентству по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) поставлена задача выступить координатором при решении первоочередных вопросов, касающихся переселяющихся в ДФО староверов.

Будет создана межведомственная рабочая группа по вопросам их адаптации и «дорожная карта» поддержки переселенцев. Разрабатываются дополнительные меры государственной помощи – пособия для многодетных, льготное кредитование и многое другое.

Сейчас на Дальнем Востоке созданы три поселения староверов, приехавших из Боливии, Уругвая и Бразилии. Два — в Приморском крае: в селе Дерсу, Красноармейского муниципального района (там проживает 71 человек) и в селе Любитовка Дальнереченского района, где обосновались пять семей (около 30 человек). Еще одна семья из 24 человек поселилась в Амурской области, недалеко от города Свободный.

Комментарии 0