Празднование иконы Божьей Матери, именуемой «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» — 30 октября 2017 года

Сегодня церковь совершает празднование в честь иконы Божьей Матери, именуемой «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827 год) и иконы Божьей Матери, именуемой «Избавительница».

Также сегодня празднуют память пророка Осии (820 год до Р. Х.); мучеников, бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мучеников Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303 годы);  преподобного Антония Леохновского, Новгородского (1611 год); священномученика Неофита Любимова и Анатолия Ивановского, пресвитера, преподобномученика Иакинфа (Питателева) и Каллиста (Опарина) (1918 год); память священномученика Александра (Щукина), архиепископа Семипалатинского (1937 год). 30 октября 2017 года совершается празднование в честь воспоминания перенесения мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (898 год).

 

Икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», принесена в Николаевский Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы вовремя трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой», передает сайт Neelov. Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.

Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Из­ба­ви­тель­ни­ца» до 20 июля 1889 го­да, ко­гда она бы­ла при­не­се­на в Но­во-Афон­ский Си­мо­но-Ка­на­нит­ский мо­на­стырь на Кав­ка­зе, на­хо­ди­лась на Свя­той Го­ре Афон у на­сель­ни­ка Рус­ско­го Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря схи­мо­на­ха Мар­ти­ни­а­на († 1884). Бла­го­че­сти­вый схим­ник по­лу­чил эту ико­ну от ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, иеро­мо­на­ха Фе­о­ду­ла.

Свя­тая ико­на про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми с дав­них вре­мен. По мо­лит­ве пе­ред этой ико­ной в 1841 го­ду жи­те­ли Спар­ты (в Гре­ции) из­ба­ви­лись от са­ран­чи.

Из Пан­те­ле­и­мо­но­вой оби­те­ли, по за­ве­ща­нию схи­ар­хи­манд­ри­та Ма­ка­рия, эта ико­на бы­ла пе­ре­да­на Но­во-Афон­ской оби­те­ли. Ко­гда в Си­мо­но-Ка­на­нит­ской оби­те­ли впер­вые бы­ло со­вер­ше­но празд­но­ва­ние в честь этой ико­ны, бу­ря вы­бро­си­ла на бе­рег у мо­на­сты­ря бо­лее тон­ны ры­бы.

Празд­но­ва­ние иконе «Из­ба­ви­тель­ни­ца» бы­ло уста­нов­ле­но 17 ок­тяб­ря в бла­го­дар­ное вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го спа­се­ния им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III со всей се­мьей во вре­мя же­лез­но­до­рож­но­го кру­ше­ния под стан­ци­ей Бор­ки Кур­ско-Харь­ков­ско-Азов­ской до­ро­ги. Ме­нее чем за ме­сяц до это­го про­ис­ше­ствия, 24 сен­тяб­ря 1888 го­да, все се­мей­ство го­су­да­ря им­пе­ра­то­ра по­се­ти­ло Но­во-Афон­скую оби­тель, где Алек­сандр III лич­но за­ло­жил со­бор во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на. В этом со­бо­ре вплоть до ра­зо­ре­ния мо­на­сты­ря в 1924 го­ду пре­бы­ва­ла чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Из­ба­ви­тель­ни­ца».

На иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на дер­жа­щей на пра­вой ру­ке Бо­гом­ла­ден­ца, бла­го­слов­ля­ю­ще­го дес­ни­цей.

Святой пророк Осия происходил из колена Иссахарова. Он жил в IX в. до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса. В то время многие его соплеменники, забыв Истинного Бога, поклонялись идолам. Святой пророк Осия своими мудрыми наставлениями вновь обращал их к древнему благочестию. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства (Ос. 3, 5) и что по всей земле распространится истинное Богопознание (Ос. 2, 20). Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос. 11, 1; сравни Мф. 2, 15), тридневно воскреснет (Ос. 6; сравни 1 Кор. 15, 4) и победит смерть (Ос. 13, 14; сравни 1 Кор. 15, 54 — 55). Пророчества святого Осии включены в число книг Священного Писания. Пророческое служение святого Осии продолжалось более 60 лет. В глубокой старости скончался Богодухновенный пророк, всю свою жизнь посвятивший исполнению воли Божией.

Вос­по­ми­на­е­мые цер­ко­вью 17 ок­тяб­ря, му­че­ни­ки и бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан бы­ли совре­мен­ни­ки бес­среб­ре­ни­кам рим­ским. Ро­ди­на их – Ара­вия. По­доб­но со­имен­ным бес­среб­ре­ни­кам, они за­ни­ма­лись вра­чеб­ною на­у­кой, но на­у­ка немно­го по­мо­га­ла им при вра­че­ва­нии бо­лез­ней. По­лу­чив от Бо­га бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний, они вра­че­ва­ли неду­ги лю­дей име­нем Хри­ста Спа­си­те­ля.

Как ско­ро слух о чу­де­сах и уче­нии их до­стиг до иге­мо­на Ли­сия, тот­час при­ка­за­но бы­ло взять их. При­ве­ден­ные в Ки­ли­кию, они бы­ли пред­став­ле­ны иге­мо­ну. Рас­спро­сив о ве­ре, име­нах и оте­че­стве, иге­мон при­ка­зал им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Ко­гда же они не хо­те­ли ис­пол­нить при­ка­за­ние его и да­же дерз­но­вен­но ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста, он ве­лел бить их без ми­ло­сер­дия, а по­том свя­зан­ных бро­сить в мо­ре.

Но Гос­подь спас их от по­топ­ле­ния. Ан­гел раз­ре­шил их узы и со­вер­шен­но здо­ро­вых вы­вел на су­шу. Это чу­дес­ное спа­се­ние бы­ло при­пи­са­но ча­ро­дей­ству.

– Ска­жи­те мне, – во­про­шал их иге­мон, – ка­ким это ча­ро­дей­ством вы спас­лись от мо­ря? И я хо­чу под­ра­жать уче­нию ва­ше­му.

– Мы хри­сти­ане – от­ве­ча­ли му­че­ни­ки, – ни­ка­ких ча­ро­ва­ний не зна­ем, име­ем од­ну толь­ко си­лу Хри­сто­ву, ко­то­рая спа­са­ет нас от всех бед.

Раз­дра­жен­ный иге­мон не хо­тел бо­лее го­во­рить и ве­лел за­клю­чить их в тем­ни­цу. На дру­гой день он при­ка­зал бро­сить их в огонь.

Но Гос­подь и здесь хра­нил их: огонь по­те­рял есте­ствен­ную си­лу и не при­ка­сал­ся их.

Иге­мон ди­вил­ся, но, не по­знав Спа­са­ю­ще­го их, ис­пы­тал над ни­ми но­вые каз­ни, но все на­прас­но. По­ве­сив их, сна­ча­ла ве­лел бро­сать в них кам­ни, а по­том стре­лять из лу­ков, но кам­ни и стре­лы от­ска­ки­ва­ли от тел их, как от стен, и по­ра­жа­ли са­мих му­чи­те­лей. Не на­хо­дя бо­лее средств для до­сти­же­ния сво­ей це­ли, иге­мон при­ка­зал обез­гла­вить их ме­чом. Вме­сте с ни­ми по­стра­да­ли еще трое хри­сти­ан: Леон­тий, Ан­фим и Ев­тро­пий.

Все пять му­че­ни­ков, по­стра­дав­шие вме­сте, бы­ли вме­сте и по­гре­бе­ны. Вре­мя их стра­да­ний с до­сто­вер­но­стью неиз­вест­но; несо­мнен­но толь­ко, что они по­стра­да­ли в кон­це III ве­ка, в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на. Вот все, что из­вест­но об этих свя­тых бес­среб­ре­ни­ках.

 

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Леох­нов­ский, Нов­го­род­ский, был из ро­да твер­ских бо­яр Ве­ни­а­ми­но­вых. Пре­по­доб­ный жил от­шель­ни­ком неда­ле­ко от Нов­го­ро­да, в Рублев­ской пу­сты­ни, на ре­ке Пе­ре­хо­де. Око­ло 1556 го­да пе­ре­се­лил­ся к пу­стын­ни­ку Та­ра­сию, жив­ше­му за озе­ром Иль­ме­нем, на Леох­но­ве, непо­да­ле­ку от Ста­рой Рус­сы, и при­нял от него по­стри­же­ние. Так устро­и­лась пу­стын­ная оби­тель в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, на­зван­ная впо­след­ствии Леох­нов­ским, или Ивец­ким-Ан­то­ни­е­вым, мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, стя­жав дар про­зор­ли­во­сти.

В 1611 го­ду, ко­гда шве­ды ра­зо­ри­ли окрест­но­сти Нов­го­ро­да, пре­по­доб­ный по вы­зо­ву мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра пе­ре­се­лил­ся в Нов­го­род. Скон­чал­ся 14 сен­тяб­ря 1611 го­да в воз­расте 85-ти лет и был по­гре­бен близ церк­ви во имя свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки на Со­фий­ской сто­роне. Пе­ред смер­тью пре­по­доб­ный в при­сут­ствии мно­гих ска­зал, что те­ло его бу­дет по­ко­ить­ся в его пу­стын­ной оби­те­ли. Уче­ник пре­по­доб­но­го Гри­го­рия, вер­нув­шись на ме­сто ра­зо­рен­ной и со­жжен­ной шве­да­ми оби­те­ли, по­ста­вил кел­лию с ча­сов­ней и остал­ся там жить. Три­жды яв­лял­ся ему во сне пре­по­доб­ный Ан­то­ний и го­во­рил: «Брат Гри­го­рий, иди в Нов­го­род, ска­жи мит­ро­по­ли­ту Ки­при­а­ну и стар­ши­нам го­ро­да, чтобы по­ло­жи­ли ме­ня на ме­сте мо­ей оби­те­ли». По­сле со­об­ще­ния Гри­го­рия мит­ро­по­лит со­вер­шил крест­ный ход к мо­ги­ле пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. Об­ре­тен­ные нетлен­ные мо­щи 13 июля 1620 го­да бы­ли пе­ре­не­се­ны в Леох­нов­скую оби­тель. При об­ре­те­нии мо­щей пре­по­доб­но­го про­зрел сле­пец Иосиф и со­вер­ши­лись еще мно­гие чу­де­са.

Свое­об­ра­зен ряд па­мя­тей, ко­то­рые празд­но­ва­ли хра­мы во имя пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Леох­нов­ско­го се­ла Леох­но­во (неда­ле­ко от Ста­рой Рус­сы) и Рублев­ской пу­сты­ни. Во вто­рую пят­ни­цу по­сле празд­ни­ка пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (29 июня) вос­по­ми­на­лось об­ре­те­ние и пе­ре­не­се­ние мо­щей пре­по­доб­но­го Ан­то­ния из Нов­го­ро­да в Леох­нов­ский мо­на­стырь. В Воз­не­се­ние Гос­подне вос­по­ми­на­лось при­ше­ствие пре­по­доб­но­го Ан­то­ния из Рублев­ской пу­сты­ни в Леох­но­во. 17 ок­тяб­ря – па­мять пре­став­ле­ния свя­то­го, ко­то­рый скон­чал­ся на празд­ник Воз­дви­же­ния Чест­но­го Кре­ста в 9-м ча­су ве­че­ра. В Рублев­ской пу­сты­ни празд­но­ва­лась еще и па­мять освя­ще­ния церк­ви во имя пре­по­доб­но­го Ан­то­ния – 30 ав­гу­ста (1873).

Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, совершено в IX веке. Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом (Ин. 11,3; Ин.11, 11), а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых (Ин. 11, 17 — 44) (Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста — «Лазареву субботу»). Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1 — 2, Ин. 12, 9 — 11). После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев Мудрый (886 — 911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

 

Комментарии 0