Празднование иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» — 6 ноября 2017 года

Сегодня совершается празднование в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 год); память мученика Арефы и с ним 4299 мучеников (523 год); память преподобного Зосимы Верховского (1833 год).

6 ноября также вспоминают священномучеников Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского, Алексия Порфирьева, пресвитера и мученика Алексия Нейдгардта (1918 год); преподобного Арефы (Митренина) исповедника (1932 год); священномучеников Иоанна Смирнова и Николая Никольского, пресвитеров (1937 год); священномученика Петра Богородского, пресвитера (1938 год); преподобных Арефы (XII век), Сисоя (XIII век) и Феофила (XII-XIII века), затворников Печерских, в Ближних пещерах; блаженного Елезвоя, царя Ефиопского (около 553-555 годов); мученицу Синклитикии и двух дощерей её (VI век); святителя Афанасия, патриарха Цареградского (после 1311 года); преподобноисповедника Георгия (Карслидиса) (1959 год).

Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна с 1688 года, когда от нее, в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, Евфимии, жившей в Москве на Ордынке и страдавшей долгое время неизлечимой болезнью.

Однажды, пробудясь рано по утру, она долго и усердно призывала на помощь Спасителя и Божию Матерь. После молитвы болящая услышала голос: «Евфимия! В храме Преображения есть образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Призови к себе с этим образом священника и помолись: и ты получишь исцеление от своей болезни». Пришедши в себя, больная узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке в Москве есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Она подняла эту икону к себе в дом и получила исцеление.

Это чудесное исцеление совершилось 24 октября, а потому и празднество иконе установлено 24 октября (6 ноября по новому стилю). Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» В 1711 году великая княжна Наталия Алексеевна, из благоговения к иконе «Всех скорбящих Радость», сделала с нее список, взяла с собой в Петербург и поставила в домашней церкви Воскресения Христова, бывшей при дворце царевны. При этом дворце устроена была богодельня с особым отделением для приема младенцев, которое являлось первое в своем роде, до основания воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве. По иному сказанию, в дворцовую церковь Наталии Алексеевны в царствование императрицы Елизаветы Петровны чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена из Москвы, потом поставлена в новый храм, по высочайшему повелению воздвигнутый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Мученик Арефа и с ним 4299 мучеников пострадали за Господа Иисуса Христа в VI веке. Арефа был правителем города Неграна в Гравии, жители которого были христианами. Аравийский (или Омиритский) царь, иудей Дунаан, решив уничтожить христианство в стране, издал указ об убиении всех последователей Христа. Жители Неграна остались верны Господу, и Дунаан пришел с большим войском разорить город. У стен Неграна царские глашатаи возвестили, что Дунаан оставит в живых только тех, кто отречется от Распятого Галилеянина и Креста Его, который есть «знамение проклятия». Не сумев взять христианский город силой, Дунаан пошел на обман, поклявшись, что не будет принуждать христиан переходить в иудейство, а лишь обложит Негран данью. Жители города не послушались совета святого Арефы и, поверив Дунаану, открыли ворота.

На другой день Дунаан повелел разжечь огромный костер, бросить туда всех клириков Церкви города, чтобы запугать остальных христиан. Так сожгли 427 человек. Правитель Арефа и другие старейшины были посажены в темницу. Затем мучитель разослал по городу своих проповедников, чтобы обращать христиан в иудейство. Сам же беседовал с приведенными из темницы жителями, говоря: «Я не требую от вас, чтобы вы отреклись от Бога неба и земли, не хочу, чтобы вы поклонялись идолам, но желаю только, чтобы не верили вы в Иисуса Христа, потому что Распятый был человек, а не Бог». Святые мученики на это ответили, что Иисус — Бог Слово, Вторая Ипостась Святой Троицы, для спасения людей принявший плоть человеческую от Духа Святого и Марии Девы. «Не отречемся от Христа, ибо Он для нас — Жизнь, а смерть за Него — приобретение»,- заявили страдальцы Дунаану. Более четырех тысяч христиан-мужчин, женщин, стариков и детей — из города Неграна и окрестных селений приняли Христа Спасителя мученическую кончину.

В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился 24 марта 1768 года в селе БуловицаСмоленского уезда в семье дворянина. Родоначальник российского рода Верховских — Адам Верховский, в 1620 году эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира. После взятия Смоленска русскими войсками в 1654 году Верховские приняли православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский (+ 1784), относился к пятому поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т.ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна (+ 1786) происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; Захария был самым младшим. Начальное образование получил дома.

1 января 1784 года был определен каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк. После смерти отца, 3 апреля того же года, получил в наследство две деревни.

Около 1786 года впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иеромонаху Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление.

В 1788 году исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь Захарии была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. По совету насельников — «Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это — звезда наша пустынная!» — он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), который, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном монастыре.

Почитание старца началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм.

В начале 1880-х годов состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в 1886 году:

«Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению».

В 1930-х годах Троицкий храм был обращен в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп старца Зосимы, неизвестно.

25 декабря 1999 года в возрожденной обители были проведены работы по обретению могилы старца. «В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы». К 2012 году местонахождение мощей неизвестно.

11 октября 1999 года старец был канонизирован в лике местночтимых святых Московской епархии.

Пре­по­доб­ный Аре­фа Пе­чер­ский (XII в.) под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре и по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах. Ро­дом из По­лоц­ка. Про­жи­вая в мо­на­сты­ре, он хра­нил в сво­ей кел­лии мно­го бо­гат­ства. Од­на­жды во­ры обо­кра­ли его. Жа­лея о по­те­рян­ном иму­ще­стве, пре­по­доб­ный Аре­фа стал роп­тать на Гос­по­да, за что был по­ра­жен тяж­кой бо­лез­нью. Бу­дучи при смер­ти, он ви­дел, как при­шли к нему Ан­ге­лы и бе­сы и на­ча­ли спо­рить меж­ду со­бою. Бе­сы за­яв­ля­ли, что за ску­пость и ро­пот на Бо­га он дол­жен быть пре­дан им, Ан­ге­лы же, об­ра­тясь к нему, мол­ви­ли: «Несчаст­ный че­ло­век, ес­ли бы ты воз­бла­го­да­рил Бо­га за укра­ден­ное иму­ще­ство, это вме­ни­лось бы те­бе в ми­ло­сты­ню», информирует сайт Neelov. По­сле ви­де­ния пре­по­доб­ный Аре­фа был воз­вра­щен к жиз­ни. По­след­ние дни свои он про­вел в за­тво­ре, в со­кру­ше­нии и рас­ка­я­нии о гре­хах, от­рек­шись от все­го зем­но­го. Скон­чал­ся свя­той Аре­фа не поз­же 1190 го­да. По Ико­но­пис­но­му Под­лин­ни­ку пре­по­доб­ный изо­бра­жа­ет­ся так: «По­до­би­ем над­сед, бра­да по­до­ле Коз­ми­ны немно­го, ри­зы пре­по­доб­ни­че­ские».

Бла­жен­ный Елез­вой, царь Ефи­оп­ский, жил в то вре­мя, ко­гда Ара­ви­ей управ­лял го­ни­тель хри­сти­ан иудей Ду­на­ан. Бла­го­че­сти­вый Елез­вой не мог рав­но­душ­но ви­деть, как уни­что­жа­ют ве­ру­ю­щих во Хри­ста, и объ­явил Ду­на­а­ну вой­ну. Но по­ход его был неуда­чен. Же­лая узнать при­чи­ну по­ра­же­ния, Елез­вой по ука­за­нию свы­ше об­ра­тил­ся к неко­е­му за­твор­ни­ку, и тот от­крыл ца­рю, что он по­сту­пил непра­вед­но, ре­шив ото­мстить Ду­на­а­ну, ибо Бог го­во­рит: «Мне от­мще­ние, Я воз­дам!» (Евр.10:30). За­твор­ник по­со­ве­то­вал бла­жен­но­му Елез­вою по­свя­тить Бо­гу по­след­ние дни жиз­ни, чтобы из­бе­жать гне­ва Бо­жия за са­мо­воль­ную месть и по­бе­дить Ду­на­а­на. Свя­той Елез­вой дал обет Гос­по­ду и, от­пра­вив­шись с вой­ском на вра­га, по­бе­дил его, взял в плен и каз­нил. По­сле по­бе­ды свя­той оста­вил цар­ство, за­тво­рил­ся в мо­на­стыр­ской кел­лии и 15 лет про­вел в стро­гом воз­дер­жа­нии и по­дви­гах († ок. 553–555).

Свя­тая му­че­ни­ца Син­кли­ти­кия и две ее до­че­ри (VI) по­стра­да­ли от Ара­вий­ско­го ца­ря Ду­на­а­на. Свя­тая Син­кли­ти­кия про­ис­хо­ди­ла из знат­ной се­мьи. Ов­до­вев еще в мо­ло­до­сти, она по­свя­ти­ла се­бя хри­сти­ан­ско­му вос­пи­та­нию до­че­рей и са­ма ве­ла жизнь це­ло­муд­рен­ную и доб­ро­де­тель­ную. За­мыс­лив уни­что­жить хри­сти­ан в сво­ей стране, иудей Ду­на­ан на­чал го­не­ние. Вы­звав свя­тую Син­кли­ти­кию с до­черь­ми к се­бе, Ду­на­ан пы­тал­ся убе­дить ее оста­вить «безу­мие» и обе­щал за это взять в сви­ту сво­ей же­ны. «Как не бо­ишь­ся ты, царь, зло­сло­вить То­го, Кто дал те­бе цар­скую ко­ро­ну и жизнь?» – от­ве­ча­ла свя­тая му­че­ни­ца.

Ду­на­ан при­ка­зал во­дить му­че­ни­цу Син­кли­ти­кию и ее до­че­рей по го­ро­ду как пре­ступ­ниц. Жен­щи­ны, ви­дя по­но­ше­ние свя­той, пла­ка­ли, а она го­во­ри­ла им, что этот «по­зор» для нее до­ро­же вся­кой зем­ной по­че­сти.

Му­че­ни­цу опять при­ве­ли к Ду­на­а­ну, и он ска­зал: «Хо­чешь остать­ся жи­вой, от­ре­кись от Хри­ста». «Ес­ли я от­ре­кусь, кто то­гда из­ба­вит ме­ня от веч­ной смер­ти?» – от­ве­ти­ла свя­тая. Раз­гне­ван­ный му­чи­тель по­ве­лел сна­ча­ла умерт­вить до­че­рей свя­той Син­кли­ти­кии и их кро­вью на­по­ить ее, а по­том от­сечь го­ло­ву ма­те­ри.

Свя­ти­тель Афа­на­сий I, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (1289–1293; 1303–1311), в ми­ру Алек­сий, был ро­дом из Адри­а­но­по­ля. Еще в юно­сти, пре­успев в по­зна­нии муд­ро­сти Хри­сто­вой, он по­ки­нул дом и ушел в Фес­са­ло­ни­ки, где в од­ном из мо­на­сты­рей при­нял по­стриг с име­нем Ака­кий. От­ту­да он ско­ро уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон и всту­пил в брат­ство Ес­фиг­мен­ской оби­те­ли, где три го­да слу­жил тра­пе­за­рем. В тру­дах и по­дви­гах он стя­жал дар слез, а сво­и­ми доб­ро­де­те­ля­ми снис­кал все­об­щее рас­по­ло­же­ние бра­тии.

Бо­ясь по­хвал, сми­рен­ный Ака­кий ушел с Афо­на сна­ча­ла к свя­ты­ням Иеру­са­ли­ма, а за­тем на Пат­рий­скую го­ру, где дол­гое вре­мя под­ви­зал­ся в от­шель­ни­че­стве. От­ту­да по­движ­ник пе­ре­шел на Авк­сен­ти­е­ву, а по­том на Га­лан­тий­скую го­ру в мо­на­стырь бла­жен­но­го Ла­за­ря, где при­нял ве­ли­кий Ан­гель­ский об­раз с име­нем Афа­на­сий, по­лу­чил свя­щен­ный сан и стал эк­кле­си­ар­хом. Здесь свя­той удо­сто­ил­ся Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния: от рас­пя­тия он слы­шал глас Гос­по­день, при­зы­вав­ший его к пас­тыр­ско­му слу­же­нию. Спу­стя 10 лет, же­лая еще бо­лее укре­пить свой дух в без­мол­вии и мо­лит­ве, свя­той Афа­на­сий вновь по­се­лил­ся на Афон­ской Го­ре. Од­на­ко из-за воз­ник­ших там нестро­е­ний воз­вра­тил­ся на Га­лан­тий­скую го­ру. Но и здесь ему недол­го при­шлось оста­вать­ся в уеди­не­нии. Мно­же­ство на­ро­да сте­ка­лось к нему за пас­тыр­ским на­став­ле­ни­ем. Так на ме­сте этом об­ра­зо­вал­ся жен­ский мо­на­стырь. В то вре­мя ка­фед­ра Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви пу­сто­ва­ла по­сле по­тря­се­ний и смут вре­мен пат­ри­ар­ха Иоан­на Век­ка. По пред­ло­же­нию бла­го­че­сти­во­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка Па­лео­ло­га Со­бор ар­хи­ере­ев и кли­ри­ков в 1289 го­ду еди­но­душ­но из­брал свя­то­го Афа­на­сия на ка­фед­ру Все­лен­ской Церк­ви.

Пат­ри­арх Афа­на­сий с усер­ди­ем стал ис­пол­нять но­вое по­слу­ша­ние и мно­го сде­лал для укреп­ле­ния Церк­ви. Стро­гость его об­ли­че­ний вы­зва­ла недо­воль­ство вли­я­тель­но­го ду­хо­вен­ства, и в 1293 го­ду он был вы­нуж­ден по­ки­нуть ка­фед­ру и уда­лил­ся опять в свой мо­на­стырь, где под­ви­зал­ся в уеди­не­нии. В 1303 го­ду ему вновь был вру­чен жезл пат­ри­ар­ше­го слу­же­ния, ко­то­рое он до­стой­но нес еще 7 лет. В 1308 го­ду свя­ти­тель Афа­на­сий по­ста­вил в мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ру­си свя­ти­те­ля Пет­ра, пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви (па­мять 21 де­каб­ря). И вновь из-за на­чав­ше­го­ся недо­воль­ства, не же­лая быть при­чи­ной цер­ков­ной сму­ты, свя­той Афа­на­сий в 1311 го­ду оста­вил управ­ле­ние Цер­ко­вью и ушел в свою оби­тель, все­це­ло по­свя­тив се­бя ино­че­ским по­дви­гам. К кон­цу жиз­ни свя­той вновь удо­сто­ил­ся ви­деть Хри­ста: Гос­подь уко­рил его, что свой пас­тыр­ский долг Афа­на­сий ис­пол­нил не до кон­ца. Об­ли­ва­ясь сле­за­ми, свя­той по­ка­ял­ся в сво­ем ма­ло­ду­шии и по­лу­чил от Гос­по­да про­ще­ние и дар чу­до­тво­ре­ния. Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Афа­на­сий в воз­расте 100 лет.

Комментарии 0