4° | 9° Температура: 4°C | 9°C

Поиск

Разное

16 ноября в России отмечается праздник доброты и сострадания — День толерантности

  • Автор Сергей Затишьев

 

16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости (International Day for Tolerance), приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

 

Декларация принципов терпимости провозглашает, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Организация Объединенных Наций привержена укреплению терпимости путем углубления взаимопонимания между культурами и народами. Эта настоятельная необходимость лежит в основе Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека.

Она еще более актуальна в нынешнюю эпоху усиливающегося и насильственного экстремизма, распространения радикализма и расширения конфликтов, одной из отличительных черт которых является полное пренебрежение к человеческой жизни. В последние годы наблюдался резкий рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем мире.

Эту вызывающую тревогу тенденцию отчасти подпитывает растущая тенденция к определению различий с точки зрения самобытности, а не с точки зрения мнений или интересов. В результате, отдельные люди и целые общины становятся объектами насилия и жестокости лишь только в силу их этнической, религиозной, национальной или иной самобытности.

Такие угрозы, будь то широкомасштабный геноцид или каждодневное унижение в силу предубеждений, должны вызывать тревогу у каждого человека. Каждый из нас должен стремиться поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования. Мы должны быть всегда готовы устранять стереотипы и искаженные представления и выступать в защиту жертв дискриминации.

В Международный день терпимости необходимо находить подтверждение идее о том, что многообразие, воплощенное в мыслях, верованиях и действиях, является ценным даром, а не угрозой. Необходимо стремиться к созиданию более терпимых общин, в жизни которых укоренится этот основополагающий идеал.

В 1995 году в ознаменование Года ООН, посвященного терпимости, и 125-й годовщины со дня рождения Махатмы Ганди, ЮНЕСКО учредила Премию имени Маданжита Сингха (индийского художника, писателя и дипломата, посла доброй воли ЮНЕСКО) за поощрение терпимости и ненасилия, которая присуждается за активную деятельность в научной, художественной, культурной или коммуникационной областях, направленную на создание атмосферы терпимости и ненасилия.

Премия присуждается раз в два года, и её вручение приурочено к Международному дню терпимости. Премия может быть присуждена учреждениям, организациям или отдельным лицам за значительный вклад и эффективную деятельность по утверждению терпимости и ненасилия.

Так, в 2014 году лауреатами Премии стали активисты, отстаивающие права человека, Ибрагим Аг Идбалтанат (Мали) и Франcиско Хавьер Эстевес Валенсия (Чили), а в 2016 году премией был награждён российский Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности (Центр толерантности).

 

 

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
    • Задачи:

       

      • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
      • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
      • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
        • Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

          Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).

          Ход классного часа

          — Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

          — Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

          Звучит музыка, рассказывается сказка.

          Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

          — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

          Подумал волшебник и сказал:

          — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

          Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

          — Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

          — Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

          — Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

          Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

          А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

          Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

          Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

          — Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

          В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

          (Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

          Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

          Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

          • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
          • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
          • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
          • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
          • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
          • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
            • Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

              Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

              А что же объединяет эти определения? (Ответы).

              Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

              (Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

              — Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

              Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте…”

              Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

              — Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.

              — Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав её руку.

              — Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

              — А нам-то что? Он сам виноват.

              — Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

              — Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

              — Я всё равно подойду. — Девушка вырвала руку.

              — Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, — он попытался увести её.

              — Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

              Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

              — Что с вами? — спросила она мужчину. — Что с вашей ногой.

              — Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

              — Сейчас, сейчас, пишет сайт Neelov.ru. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

              — Спасибо, леди, спасибо…

              — Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, — у тебя нет “мобильника”?

              Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

              — Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

              — Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

              Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

              — У вас открытый перелом, — проговорила она. — Я пойду вызвать врача. Потерпите, — она быстро пошла к телефонному автомату.

              — Девушка! — окликнул её мужчина – Спасибо вам! — Девушка обернулась и улыбнулась. — Вы обязательно найдёте себе счастье.

              Почему молодой человек отказался помочь?

              Как бы вы поступили в этом случае?

              Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

              Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

              Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.

              Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

              — Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

              Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

              — А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

              Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

              Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

              Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

              Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

              — Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

              — В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

              ***

              Будь против жестокости, против насилия,
              В шестнадцатый день ноября.
              Чуть-чуть теплоты, побольше усилия –
              И станет прекрасней заря.
              Как чудно стараться, терпенью учиться,
              И всех с добротой принимать.
              Давайте с идеями братьев мириться,
              Давайте ценить их, любить, уважать.

              ***

              День толерантности – день уважения,
              День понимания и всепрощения.
              Нас в мире тысячи и миллионы,
              Но для людей не рушимы законы.
              О благодушии и человечности,
              О незлобивости и о сердечности.
              Будем бороться с жестокостью, злобой
              В день толерантности – праздник особый!

              ***

              Выступим в праздник народной терпимости,
              Против жестокости и одержимости,
              Против озлобленности и экстремизма,
              Больше любви, теплоты, оптимизма!
              Все мы создания этой планеты,
              Пусть не прельщает нас ценность монеты,
              Пусть не сбивает с пути отторжение –
              Честности больше, любви, уважения!

              ***

              Мы все друг на друга ничуть не похожи,
              Разрезами глаз и оттенками кожи,
              Культурой, привычками и положением,
              Поборемся с ненавистью и раздражением!
              Ведь мы рождены на чудесной планете,
              За счастье и мир на ней каждый в ответе,
              За дружбу, за правду, за жизнь без забот,
              Пусть день толерантности длится весь год!

              ***

              Люди планеты! Долой оскорбления!
              Довольно жить в мире борьбы, унижения,
              Довольно страдать от войны, озлобления,
              Не вытерпит боли Земли население!
              Давайте мы станем чуточку лучше,
              Добрей и приветливей, мягче и чутче,
              Давайте со всеми дружить и мириться –
              На нашей планете всем можно ужиться! ©

              ***

              Вот как назрела эта проблема,
              Что появился День толерантности!
              И в отношениях, прямо, дилемма!
              Как же призвать наше общество к равенству?
              Как прекратить дискриминации,
              Искоренить геноцид и расизм,
              Чтоб уважали друг друга нации,
              И мирным был патриотизм?

              ***

              Мы напомним в этот день
              И себе, и остальным,
              Что одна у нас планета
              И на ней мы все равны.
              Не по чести нам, земляне,
              Разделяться, воевать.
              Дружбу миром укрепляя,
              Лучше будем созидать.

              ***