17° | 33° Температура: 17°C | 33°C

Поиск

Разное

Игорь Крутой: «Хворостовский практически на год пережил отведенное врачами время»

  • Автор Сергей Затишьев

Невероятно талантливый, харизматичный оперный певец Дмитрий Хворостовский скончался на 56-м году жизни. Будучи совсем молодым, он смог покорить сердца людей во всем мире и стать не просто звездой оперной сцены, но настоящим рокером и бунтарем, который сломал стереотипы об оперных исполнителях, всегда делал не так, как надо, а так, как хочется, и боролся со страшной болезнью до самого конца.

Хворостовский родился в 1962 году в Красноярске. Его мать работала гинекологом, а отец — инженером-химиком, но музыка окружала Дмитрия с самого детства. Его отец собирал коллекцию пластинок звезд мировой сцены, сам пел, музицировал на фортепиано и знакомил сына с итальянскими баритонами Этторе Бастианини и Тито Гобби, русским басом Федором Шаляпиным, греческим сопрано Марией Каллас.

Сам Хворостовский решился запеть в четырехлетнем возрасте, потом папа начал учить его играть на фортепиано, и вскоре они вместе давали семейные концерты, а маленький Дима поступил в музыкальную школу. Изначально учителя прочили ему именно карьеру пианиста, хотя Хворостовский не разделял их энтузиазма. Примерным учеником назвать его было нельзя — он прогуливал уроки, получал плохие оценки, отношения с преподавателями не складывались.

Кое-как окончив школу, Хворостовский неожиданно для всех решил поступать в педагогическое училище имени Горького на специальность преподавателя музыки, хотя его близкие прочили ему артистическую карьеру в Красноярском училище искусств. В это же время он увлекся бунтарской музыкой и начал петь в рок-группе. Артист не очень любил вспоминать этот период, тем более что продолжался он не очень долго. Молодой человек все-таки решил остепениться, внять советам родственников и подать документы в училище искусств, которое на тот момент уже успело стать институтом. При этом учиться он хотел только у профессора Екатерины Иофель, выучившей целое поколение оперных исполнителей. Именно она положила начало его оперной карьере.

«Я был трудным ребенком: своевольным и упрямым. Во мне постоянно бушевал дух протеста. К невероятному ужасу родителей, в юности пару лет я играл в рок-команде. А еще грозился удрать из дома, чтобы строить БАМ. И только музыка, которую я любил с самого детства, помогла меня усмирить», — вспоминал певец.

Артист начал выступать еще будучи студентом третьего курса на сцене красноярского театра оперы и балета. За пять лет работы в театре Хворостовский стал оперной звездой Красноярска и сыграл во всех крупных постановках: «Евгении Онегине», «Травиате», «Фаусте», Пиковой даме», «Иоланте».

Но блистал на сцене регионального театра певец недолго — не заставило себя ждать и мировое признание. В 1989 году 27-летний Хворостовский, по выражению лондонской Times, «пришел, спел и победил» на конкурсе оперных певцов Би-Би-Си «Певец мира». Молодой советский артист с атлетичным телосложением и гривой не по возрасту седых волос, которые он унаследовал от матери, в один миг разрушил стереотип об оперных исполнителях и стал известен на весь мир.

«Он выглядит как молодой Рудольф Нуреев, а поет как Павел Лисициан», — написал тогда известный британский критик Алан Блайт.

В первый же день после победы Хворостовский подписал контракт с американской звукозаписывающей компанией Philips, в сотрудничестве с которой впоследствии выпустил более двадцати альбомов. А в 1991 году Хворостовскому все-таки удалось стать и рок-звездой по версии журнала People, который поместил его на свою обложку.

После оперного дебюта на Западе в Ницце (Франция) в опере Петра Чайковского «Пиковая Дама» Хворостовского стали приглашать к участию в признанных оперных фестивалях и выступать в лучших мировых оперных театрах, таких как Королевский театр в Ковент-Гарден (Лондон, Великобритания), Метрополитен-опера в Нью Йорке (США), Лирик-опера Чикаго (США), Парижская опера (Франция), «Ла Скала» (Милан, Италия), Венская государственная опера (Австрия), пишет сайт Neelov.ru. Он работал с такими известными дирижерами, как Джеймс Ливайн, Бернард Хайтинк, Клаудио Аббадо, Лорин Маазель, Зубин Мета, Юрий Темирканов и Валерий Гергиев.

В 1994 году артист переехал в Лондон, купил себе дом и позже получил британское гражданство, однако о России не забыл, гастролируя по родной стране каждый год. А в мае 2004 года он первым из русских оперных певцов дал сольный концерт в сопровождении оркестра и хора на Красной площади в Москве, телевизионную трансляцию которого видели зрители более 25 стран. Также в 2006 году певец создал проект «Хворостовский и друзья», в рамках которого знакомил столичных поклонников оперы со звездами мировой величины.

По мнению Хворостовского, в мужчине неистребим инстинкт охотника, а охота для него — это творчество, без которого он не может жить. Равноценной по значимости в его жизни могла быть только его семья. Со Светланой, артисткой кордебалета, Хворостовский познакомился в Красноярском театре в 1986 году, а через три года молодая пара поженилась. После переезда в Лондон жена уже тогда мировой знаменитости завершила свою карьеру, а в 1996 году у них родились близнецы Александр и Данила. Отношения пары были непростыми, их сопровождали постоянные ссоры и измены жены, и в 2001 году они приняли решение развестись.

Со второй женой Флоранс Илли певец снова познакомился на сцене.

«Я увидел девушку невероятной красоты. Тогда я еще пытался спасти свой прежний брак, в общем, держал себя сильно в руках, очень сильно. А тут мы по воле режиссера должны были целоваться на сцене. И я ей говорю на репетиции: «Я женат, двое детей…» А она: «Ну и что?» Все было понятно с первого мгновения», — поделился в одном из интервью певец.

В 2003 году у пары родился сын Максим, еще через четыре года дочь Нина, а Флоша, как ласково называл свою избранницу Хворостовский, оставила карьеру ради семьи.

«С Флошей моя жизнь радикально изменилась, заиграла яркими красками! Мне и думается, и дышится, и поется легко. Я всегда искал внутренний баланс и благодаря этой женщине нашел его. Все встало на свои места. Флоша позволяет мне быть самим собой, с большим пиететом относится к тому, что я делаю в профессии, — и для меня это очень важно», — подчеркивал артист.

В 2015 году на певца, его семью и поклонников обрушилось страшное известие — у Хворостовского обнаружили опухоль мозга. Долгое время причина постоянных болей и потери координации была врачам непонятна, источник недомогания не могли найти ни в России, ни в Британии, и страшный диагноз поставили уже американские специалисты.

«Как я только узнал о диагнозе, во мне сразу будто бомба взорвалась. Вся моя жизнь начала крутиться передо мной на невероятной скорости. Задумался, сколько я сделал? Достаточно ли? Что я должен еще успеть сделать и как поступить сейчас? И за что я так наказан, что я такого свершил?» — рассказывал Хворостовский.

По признанию артиста, чтобы «не умереть от ужаса» он выступил в посольстве России в Лондоне, а затем последовали три месяца химиотерапии. Как только у артиста снова появились силы, он сразу же вернулся к репетициям. Сначала он выступил в Торонто с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым, а затем неожиданно для всех появился в Нью-Йорке на гала-вечере по случаю 50-летия «Метрополитен-оперы».

«Приезд в сентябре в Нью-Йорк, работа в «Метрополитен-опере» над «Трубадуром» Верди, с одной стороны, стало избавлением. С другой, было очень трудно, потому что иногда на репетициях мне было плохо: меня трясло и колотило. Но, тем не менее, я ничего не отменял и не изменил в постановке», — вспоминал артист.

При этом борьба с раком не останавливалась ни на минуту, певец продолжал выступать, но часто болезнь брала верх, и ему приходилось отменять выступления одно за другим.

«У меня была потрясающая карьера. Я ее продолжаю. Мой голос — это часть меня, часть дела, которому я служу. Огромного дела, которое меня спасает сегодня, без которого я не могу жить. Но в любом случае я понимаю, что лучшее уже позади: молодость, лучший голос… Что поделать? Но я продолжаю биться с болезнью и надеяться», — делился Хворостовский.

Один из тех, с кем был близок — не только творчески, но чисто по человечески — Дмитрий Хворостовский — известнейший российский продюсер Игорь Крутой. Сегодня он вспоминает о друге в «МК».

— Игорь Яковлевич, вы были близким друзьями с Дмитрием Хворостовским. Наверняка знали о его состоянии больше, чем было известно публично. Это, ведь, очень тяжело – знать, что близкий тебе человек уходит и нет надежды на счастливый исход…

— Конечно, это тяжело и это несправедливо. Несправедливо прежде всего потому, что он молодой красивый человек огромного таланта. На самом деле американские врачи давали ему 18 месяцев, полтора года, когда стал известен диагноз. Сказали это категорично. Но у него был мощнейший организм, он практически на год пережил отведенное врачами время. Год сумел украсть у смерти за счет своей спортивности, своей веры.

— Это и дало многим надежду…

— На самом деле не было никакой надежды. Он, конечно, жил надеждой, но все-таки понимал, что происходит. В прошлом году, когда он был на моем творческом вечере на «Новой волне», куда я его упросил в принципе приехать, он сказал, что очень благодарен за то, что я заставил его это сделать – таким, говорит, я запомнюсь.

— Концерт был тогда эмоциональным, очень волнительным. Он выглядел бодро. Помню, как встречал его зал – стоя, и люди действительно тогда поверили в чудо и радовались…

— Да, мы готовились, все было непросто. Ему было тяжело – и морально, потому что он понимал, что происходит с ним, и физически, конечно. Если ты умираешь в полном сознании, это же ужасно. Потом у него все-таки четверо детей и все они не взрослые, старшим – по двадцатке, Максиму – четырнадцать, а Ниночке вообще девять.

— Вы оба держались уверенно, излучали оптимизм, это казалось очень вдохновляющим…

— Был невероятно эмоциональный момент, когда он вышел к залу. Ты помнишь, как его встречали — он долго не мог начать петь из-за этой овации.

— Ваш совместный альбом «Дежавю» имел ремарку «Часть первая». Над второй частью вы и так и не успели начать работать?

— Увы. Хотя он постоянно говорил, что хочет записывать новый материал. Его голос все это время звучал очень уверенно, мощно, только буквально в последние несколько месяцев он перестал петь. В октябре ему исполнилось 55, я был как раз на фестивале молодежи и студентов в Сочи, мы созвонились. Тогда журналисты запустили «утку», что он умер. Он смеялся. Но у него уже немножко была нарушена речь… Просто надо понимать, что он старался не дергать никого.

— Этот альбом был в некотором смысле экстраординарным в контексте и вашего творчества и его амплуа как классического артиста. Понимаю, что там каждая песня – жемчужина. Есть, наверное, и какая-то самая любимая для вас?

— Скорее всего «Дежавю», композиция, которая и дала название всему альбому… К сожалению, уже ничего не изменить…

Телеведущий Владимир Березин в беседе с Dni.Ru отметил: «Мы надеялись и верили, что все испытания Дима преодолеет, что победит, что снова услышим его голос, увидим его улыбку. Я очень надеялся, что на сей раз страшная новость – чья-то злая шутка, но увы».

Певец и композитор Александр Градский в интервью RT заявил: «Я хорошо общался с Хворостовским. Кроме ужаса, нет никакого комментария по этому поводу. Что тут говорить? Ужасное событие».

«Он был очень приятный человек, очень тонкий, очень талантливый. Конечно, такая потеря – это огромное несчастье для музыкального мира. Честно говоря, все были подготовлены к этому несчастью заранее. Все знали, что долго это не продержится, но не так скоро…» – отметил певец и композитор Юрий Антонов в беседе с «360″.

Певица Любовь Успенская призналась, что не ожидала столь скорого ухода артиста. «Страна и мир потеряли такого талантливого человека! Смерть Хворостовского является поистине трагическим событием. Мир потерял удовольствие слушать такого певца», – цитирует ее »360″.

Замминистра культуры России Александр Журавский в беседе с RT прокомментировал печальное известие: «Это трагическое событие, очень большая утрата для всего нашего оперного искусства, для всей нашей культуры. В Министерстве культуры в курсе этого трагического события. Сейчас идет работа по транспортировке тела нашего великого оперного певца и проработке вопроса, связанного с похоронами и прощанием, – где это будет осуществляться и в какие сроки».

Эстрадный исполнитель Дмитрий Маликов объяснил, почему удалил из Twitter сообщение о смерти оперного певца Дмитрия Хворостовского. По словам Маликова, он не хотел привлекать к себе внимание трагедией.

Он первым сообщил о смерти Хворостовского утром 22 ноября. Позже твит был удален.