Свет вредит природе: экологи оценили рост светового загрязнения нашей планеты в 2% в год

За последние четыре года размер территории, где появилось ночное освещение, увеличился примерно на 9,1 процента. При этом в уже освещенных районах интенсивность освещения ежегодно растет в среднем на 2,2 процента, что может усугубить проблему светового загрязнения планеты и повлиять не только на уличные растения и микроорганизмы, но и на здоровье человека.

Земля становятся ярче из-за светового загрязнения, то есть засвечивания ночного неба искусственными источниками освещения. Как выяснила команда ученых, чья научная работа опубликована в журнале Science Advances, с 2012 по 2016 год площадь освещенной поверхности ночью выросла на 2%.

Проблема засветки ночного неба искусственными источниками освещения уже давно беспокоит ученых. Свет рассеивается в нижних слоях атмосферы, что приводит к общему осветлению неба и возникновению световых куполов, которые обычно можно увидеть над крупными городами.

Это не только мешает астрономическим наблюдениям, но и представляет угрозу для многих живых организмов. Так, уже было показано, что в районах с ярким ночным освещением деревья пробуждаются после зимы на неделю раньше, чем в обычных условиях, и это отзывается во всей экосистеме.

Кроме того, подсветка зданий сбивает с пути мигрирующих птиц, которые в итоге получают травмы или погибают при столкновении с небоскребами и высотками.

Проблема светового загрязнения может привести к нарушениям сна и проблемам со здоровьем людей. Оно также может повлиять на репродуктивные способности других живых существ, в частности — амфибий, насекомых и летучих мышей. Еще одним последствием становится уменьшение видимости звезд на ночном небе.

Во второй половине XX века наблюдался экспоненциальный рост использования искусственного уличного освещения. Чтобы выяснить, изменилась ли эта тенденция за последнее десятилетие, исследователи под руководством Кристофера Киба из Лейбницского института пресноводной экологии и внутреннего рыболовства собрали данные радиометра VIIRS.

Он установлен на американском метеорологическом спутнике Suomi NPP и помогает наблюдать пожарами, движениями льда, а также за территориальными изменениями.

Ученые выяснили, что ежегодно размер освещенных территорий увеличивается. Также примерно на 2,2 процента растет яркость освещения в местах, где уже используются уличные источники света.

В среднем, освещенность территорий, где поток излучения был выше 5 нановатт на стерадиан-сантиметр в квадрате, растет на 1,8 процента в год. При этом исследователи заметили большие отличия между странами.

Самый большой рост освещенных территорий зафиксировали в Азии, Африке и Южной Америке. Наибольшее снижение таких площадей оказалось в зонах военных конфликтов – Сирии и Йемене. Среди самых «ярких» регионов оказались США, Испания, Италия и Нидерланды.

Исследование показало, что все больше и больше устанавливается наружное освещение из-за его невысокой цены и общего роста доходов. Крупные города разрастаются, из-за чего их окраины в развивающихся странах быстро освещаются.

В глобальном масштабе увеличение искусственного светового излучения тесно связано с увеличением валового внутреннего продукта (ВВП), причем самый быстрый рост (более 15% за время исследования), согласно исследованию, наблюдается в развивающихся странах Африки, Южной Америки и в России.

Снижение стоимости освещения за счет новых технологий позволяет эти странам догнать Северное полушарие. В развитых странах Европы (Германия, Нидерланды) за пять лет наблюдений уровень освещения увеличился незначительно, и исследователи объясняют это рациональным и осознанным подходом европейцев к борьбе со световым загрязнением.

В целом, результат говорит о том, что тенденция к росту освещенности сохраняется во многих странах. Руководитель исследования Кристофер Киба считает, что внедрение иллюминаций стало «одним из самых серьезных изменений, которое люди внесли в окружающую среду».

Ученые посоветовали избегать ярких светильников и выбирать «янтарный» свет, вместо белого, который дают светодиоды. Также они считают, что нужно эффективнее освещать открытые места, такие как улицы и парковки.

Исследователи уверены: тусклые близко расположенные огни обеспечивают лучшую видимость, чем яркие и разрозненные.

Интересно, что пешеходы чувствуют себя безопаснее на улицах, подсвеченных белым, а не желтым светом. По мнению ученых, это может быть связано с тем, что при белом свете на улицах легче разглядеть лица других прохожих.