Зубная эмаль дает ключ к разгадке образа жизни неандертальцев охотников-собирателей

Исследование международной группы исследователей под руководством Саутгемптонского университета дало интригующее представление об охотничьих привычках и диетах неандертальцев и других людей, живущих в Западной Европе.

Ученые изучили химические свойства, заключенные внутри зубной эмали, чтобы собрать воедино то, как доисторические люди жили на земле вокруг системы пещер Алмонда, недалеко от Торрес-Новас в центральной Португалии почти 100 тысяч лет назад.

Их выводы, опубликованные в журнале PNAS, показывают, что неандертальцы в этом регионе охотились на довольно крупных животных на обширных участках земли, в то время как люди, жившие в том же месте десятки тысяч лет спустя, выживали за счет более мелких существ на площади вдвое меньшей.

Изотопы стронция в горных породах постепенно изменяются в течение миллионов лет из-за радиоактивных процессов. Это означает, что они варьируются от места к месту в зависимости от возраста основной геологии. По мере выветривания горных пород изотопные «отпечатки пальцев» передаются растениям через отложения и проходят через пищевую цепь, в конечном итоге попадая в зубную эмаль.

В этом исследовании археологи использовали метод, при котором лазером исследуется эмаль и производятся тысячи индивидуальных измерений изотопа стронция вдоль роста коронки зуба. Образцы были взяты у двух неандертальцев, возраст которых составляет около 95 000 лет, и у более позднего человека, жившего около 13 000 лет назад, в период Магдалины.

Ученые также изучили изотопы в зубной эмали животных, найденных в пещерной системе. Наряду со стронцием они измерили изотопы кислорода, которые меняются в зависимости от сезона от лета к зиме. Это позволило им установить не только, где обитают животные в ландшафте, но и в какие сезоны они доступны для охоты.

Команда показала, что неандертальцы, которые охотились на крупных животных, могли охотиться на диких коз летом, в то время как лошади, благородные олени и вымершие формы носорогов были доступны круглый год в пределах примерно 30 км от пещеры. Жители Магдалины демонстрировали другой образ жизни: сезонные перемещения примерно на 20 км от пещер Алмонда к берегам реки Тежу и диета, включавшая кроликов, благородных оленей, диких коз и пресноводных рыб.

Исследователи аппроксимировали территорию двух разных групп людей, выявив противоположные результаты. Неандертальцы добывали пищу примерно на 600 кв. км, тогда как мадленцы занимали гораздо меньшую территорию — около 300 кв. км.

Ведущий автор, доктор Бетан Линскотт, проводившая исследование в Саутгемптонском университете, а сейчас работающая в Оксфордском университете, сказала: «Зубная эмаль формируется постепенно и, таким образом, представляет собой временной ряд, отражающий геологическое происхождение пищи, которую употребляет человек. С помощью лазерной абляции мы можем измерить изменение изотопов стронция в течение двух или трех лет, необходимых для формирования эмали. Сравнивая изотопы стронция в зубах с отложениями, собранными в разных местах региона, мы смогли нанести на карту движения неандертальцев и мадленского человека. Геология вокруг пещер Алмонда очень изменчива, что позволяет обнаружить движение всего на несколько километров».

Соавтор, профессор Алистер Пайк из Университета Саутгемптона, руководивший исследованием, сказал: «Это исследование показывает, насколько сильно наука изменила наше понимание археологии за последнее десятилетие. Раньше жизнь и поведение людей прошлого ограничивались что мы могли бы сделать по отметинам на их костях или артефактам, которые они использовали. Теперь, используя химию костей и зубов, мы можем начать реконструировать истории жизни отдельных людей, вплоть до неандертальцев».

Соавтор, профессор Жуан Зилхао из Лиссабонского университета, руководивший раскопками пещер Алмонда, сказал: «Разница в размерах территории между неандертальцами и мадленцами, вероятно, связана с плотностью населения. могли свободно перемещаться дальше в поисках крупных видов добычи, таких как лошади, не сталкиваясь с соперничающими группами.К периоду Магдалины увеличение плотности населения сократило доступную территорию, и группы людей продвинулись вниз по пищевой цепочке, чтобы занять меньшие территории, охотясь в основном кроликов и сезонной ловли рыбы».