Культурный шок: Ловкость рук или Казанский цирк стал ночным клубом?
В марте 2023 года в своем выступлении министр по делам молодежи Республики Татарстан Ринат Садыков подчеркнул, что ключевым направлением работы министерства являются государственные программы, которые способствуют взаимодействию с различными категориями молодежи. Одной из приоритетных программ является инициатива по предотвращению социально-негативных явлений. Молодежь является главным ресурсом республики и активно вовлечена в решение важных государственных задач, включая сохранение культуры Татарстана.
В свете этих событий приобретают особую символику недавние происшествия, связанные с проведением вечеринки Focus в Казанском цирке в ночь на 29 апреля. Это иммерсивное шоу с привлекательным диджейским составом и продажей алкогольных и табачных изделий вызвало широкий общественный резонанс. Организаторы отрицают информацию о потреблении алкоголя и курении в арене цирка, но СМИ сообщают о факте продажи алкоголя и электронных сигарет в фойе, а также о том, что гости танцевали на арене. Газета «НГ» провела интервью с цирковыми артистами разных поколений, обсудив скандал вокруг Казанского цирка, творческое взаимодействие, общие цели, уровень культуры молодежи и положительный имидж постсоветского цирка на международной арене.
В 2023 году исполняется 30 лет республиканскому закону «О молодежи», и в честь этого события в республике была запущена комплексная программа по созданию безопасной молодежной среды. Одним из неотъемлемых элементов программы является вовлечение молодежи в искусство, формирование их нравственности и духовности. Важно отметить, что в рамках муниципальной программы «Развитие культуры в городе Казани на 2018-2024 годы» было выделено более 12 миллиардов рублей, и Казань занимает особое место, где искусство и культура являются приоритетными. Программа подчеркивает важность сохранения посещаемости культурно-досуговых учреждений, поскольку современные исследования показывают упадок интереса к традиционным культурным местам.
Казалось бы, концепция довольно проста: искусство всегда служило важной духовной, культурной и моральной опорой для нашей страны, особенно для молодого поколения, которому необходимы надежные ценностные ориентиры. Современный цирк не просто преобразованное культурное учреждение, а истинный культурный центр, привлекающий внимание и формирующий новое представление о досуге и творческом развитии. Однако история показывает, что иногда добрые намерения приводят к неправильному пути: вместо создания условий для повышения привлекательности цирка и привлечения новой аудитории в цирковой среде, мы сталкиваемся с явлениями, такими как рейвы на арене, продажа алкоголя в фойе и ароматизированные сигареты.
«Это не тот способ привлечения», утверждает Николай Павленко, выдающийся цирковой артист-дрессировщик, народный артист Российской Федерации и лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. «Мы должны повышать культуру зрелищ и действительно показывать людям цирк. Сегодня цирковое искусство становится более доступным, оно выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране».
И действительно, современные цирковые программы искусно воплощаются в великолепные шоу для зрителей всех возрастов. Российский цирк является выдающимся явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау и другими авторскими разработками, которые заслужили признание и популярность во всем мире. Цирковые представления с участием российских артистов охватывают широкую географию, и их номера постоянно занимают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.
По мнению генерального директора Большого Московского цирка, народного артиста Российской Федерации Эдгарда Запашного, успех российского цирка как бренда заключается в эффективном взаимодействии независимых структур. «Сегодня цирки объединяются как в идеологическом, так и финансовом плане. Происходит обмен артистами, организуются гастроли, приглашения на фестивали и другие значимые мероприятия. Сотрудничество и союзничество являются ключевыми факторами для всех нас».
Взглянем на ситуацию с отсутствием чувства святости и сакральности цирка, которое, по мнению экспертов циркового сообщества, является главной проблемой руководства и организаторов цирковых мероприятий. Даже те, кто никогда не имел возможности посетить цирк из-за удаленности регионов или других ограничений, всегда ассоциируют цирк с миром детства, свободным от недостатков взрослой жизни. На сегодняшний день российский цирк призывает к пониманию искусства каждым, и организаторы стремятся преподнести чудо этой «весенней сказки» взрослым. Однако, насколько просто постигнуть суть этого чуда, когда путь к детству пролегает через зарево алкоголя?
Потребовалось сто лет истории российскому цирку, чтобы отказаться от своего балаганного и площадного имиджа и произвести настоящую революцию в сознании зрителей. Теперь люди идут в цирк искать настоящего волшебства, профессионализма и искусства без границ, а не поддаваться обману и самодеятельности.
Цирк — это народное искусство, всегда являвшееся самым зрелищным и привлекательным. Оно объединяет балет, спорт, кино и драматическое искусство. Юрий Куклачев, руководитель и основатель Театра кошек, народный артист РСФСР, считает, что в 90-е годы, когда театры переживали культурные изменения и уровень искусства снизился, цирк сохранил свою самобытность, изящество и культуру. Программы и исполнительская техника были усовершенствованы, и эта тенденция была присуща циркам всего мира. Цирк — это великий храм искусства, а для многих людей любовь к цирку стала поистине религиозной.
Если цирк — это храм, то цирковой манеж является его сердцем и самым священным местом. Это алтарь, которым артисты бережно обращаются, рассматривая его как святыню. Манеж стал домом для многих цирковых артистов, как активных, так и почетных, и они с особым трепетом относятся к своему профессиональному и творческому пространству.
Российский цирк многие годы строил доверительные отношения со своими зрителями, став привлекательным местом для людей разных поколений, интересов и профессий. Цирк стал новым видом досуга, привлекательным для всех возрастов. Однако, все эти усилия кажутся тщетными, когда директор цирка безо всякого принуждения превращает цирковой манеж в танцплощадку, а фойе цирка в «алкомаркет».
источник
Комментарии 0