Расшифровка ДНК 75-летней шотландки может перевернуть представления об анестезии

Джо Кэмерон — 75-летняя шотландка, которая прожила жизнь, не испытав какой-либо сильной боли. Даже серьезное хирургическое вмешательство и роды не доставили того дискомфорта, который испытал бы большинство из людей. Для Кэмерон страдание — не более чем абстрактное понятие

Причуда, с которой Кэмерон родилась, есть лишь у нескольких людей в мире. Это заболевание, называемое врожденной анальгезией, встречается один на миллион и имеет несколько генетических причин, которые могут сопровождаться другими симптомами, такими как повышенное потоотделение или отсутствие обоняния.

Ученые из Университетского колледжа Лондона (UCL) в настоящее время изучают ее гены, чтобы понять, как могут отключаться болевые пути у людей с хроническими заболеваниями. Исследование было опубликовано в Brain.

Боль, очевидно, является полезным барометром повреждения тела. И все же иногда сигнал может застрять в сверхактивном состоянии, которое больше не приносит пользы. Когда это длится более нескольких месяцев, это называется хронической болью. В генах Кэмерона могут храниться секреты избавления от страданий.

«Точно понимая, что происходит на молекулярном уровне, мы можем начать понимать задействованную биологию, и это открывает возможности для открытия лекарств, которые однажды могут иметь далеко идущие положительные последствия для пациентов», — говорит генетик Джеймс Кокс.

Состояние Кэмерона вызвано редкой вариацией гена FAAH-OUT, которая была обнаружена и названа в 2019 году Коксом и его коллегами из UCL. Он был обнаружен в части человеческого генома, которая, как исторически считалось, содержит только «мусорную» ДНК, которая не делает ничего полезного.

Насколько ошибочным было это предположение. Как оказалось, FAAH-OUT играет ключевую роль в модуляции другого гена, называемого FAAH (амидгидролаза жирных кислот). Этот ген иногда называют «геном счастья» или «геном забывчивости», потому что он делает людей менее тревожными и более рассеянными.

За последние два десятилетия исследователи лекарств много раз пытались создать лекарство, нацеленное на FAAH, но ни одно из них не прошло клинических испытаний на людях .

Понимание взаимодействия между FAAH и FAAH-OUT может помочь усовершенствовать эти усилия и привести к новому пониманию боли.

Два гена часто совместно экспрессируются в одних и тех же клетках, как обнаружили Кокс и его коллеги в своем последнем исследовании. Дальнейшие эксперименты по имитации состояния Кэмерона показали, что когда FAAH-OUT подавляли или удаляли из выращенных в лаборатории клеток человека, экспрессия FAAH также снижалась.

Исследователи обнаружили, что это, в свою очередь, повлияло на гены, кодирующие болевые и опиоидные рецепторы, липиды, играющие роль в заживлении ран, и белки мозга, модулирующие настроение.

«Ген FAAH-OUT — это всего лишь один маленький уголок огромного континента, картирование которого началось в ходе этого исследования», — говорит молекулярный биолог Андрей Окороков из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Помимо молекулярной основы безболезненности, эти исследования выявили молекулярные пути, влияющие на заживление ран и настроение, на все из которых повлияла мутация FAAH-OUT. Как ученые, мы обязаны исследовать, и я думаю, что эти результаты будут иметь важное значение для таких областей исследований, как заживление ран, депрессия и многое другое».

Лишь в 65 лет Кэмерон осознала, насколько ее жизненный опыт отличается от опыта большинства других людей.

Теперь есть надежда, что уникальные секреты ее клеток могут обеспечить более счастливое и менее болезненное существование многим другим.