Астрономы обнаружили возможные признаки существования планет внутри облака Оорта

Европейские и американские планетологи нашли доказательства того, что одна или несколько планет-гигантов могут существовать в Облаке Оорта, в самой удаленной части Солнечной системы, в 10-100 раз дальше от Солнца, чем «Планета икс», гипотетическая девятая планета нашей звездной системы. Об этом ученые пишут в научной статье, опубликованной в электронной библиотеке arXiv.org.

«Наши расчеты показывают, что планеты, образовавшиеся в хаотично расположенном облаке Оорта или попавшие в него извне, могут существовать в нем миллиарды лет. Это говорит о том, что в таких регионах звездных систем должны быть распространены большие экзомиры. Если такая планета существует в Солнечной системе она в 10 или 100 раз удалена от гипотетической «Планеты икс», — пояснили исследователи.

В Солнечной системе есть не только восемь «настоящих» планет, Плутон и несколько десятков карликовых миров, но и бессчетное количество астероидов и комет. Подавляющее большинство известных науке астероидов находятся во внутренней части Солнечной системы, в так называемом «главном поясе астероидов», а кометы сосредоточены в Облаке Оорта на окраинах Солнечной системы.

Это диффузное скопление вещества, расположенное примерно в 150-1,5 тысячи раз дальше от звезды, чем Земля от Солнца. Он содержит большое количество комет и других ледяных небесных тел, приземлившихся на окраинах Солнечной системы на ранних этапах ее эволюции. В последние годы астрономы начали активно изучать Облако Оорта в поисках таинственной «Планеты икс», доказательства которой были найдены в середине прошлого десятилетия.

Группа европейских и американских планетологов под руководством Шона Рэймонда, ученого из Университета Бордо (Франция), обнаружила первые свидетельства того, что в Облаке Оорта могут скрываться очень большие планеты, в том числе объекты, погребенные в Солнечной системе. вошли в космос. К такому выводу ученые пришли в ходе расчетов по изучению поведения объектов в Облаке Оорта на ранних этапах эволюции нашей звездной системы.

Как поясняют планетологи, в эту эпоху Солнечная система избавилась от большого количества протопланет и полноценных планет, выброшенных в космос, возможно, в результате гравитационных взаимодействий с другими объектами. Ученых интересовало, могут ли некоторые из этих миров «застрять» в хаотично устроенном облаке Оорта.

Их расчеты показали, что очень большая часть этих выброшенных планет, от 1 до 10%, должна была быть захвачена Облаком Оорта, где эти миры могли выйти на стабильную орбиту или существовать в полустабильном состоянии в течение нескольких миллиардов лет. Это свидетельствует о том, что в Солнечной системе, как и в сотнях тысяч других звездных систем, одна или несколько планет-гигантов скрыты в облаке Оорта или его аналогах.

Кроме того, расчеты ученых показывают, что планеты, выброшенные из других звездных систем и попадающие в Солнечную систему из космоса, также могут застревать в облаке Оорта с небольшой, но значимой вероятностью около 7%. По словам Рэймонда и его коллег, поиск таких экзомиров станет одной из главных задач обсерваторий следующего поколения, таких как европейский телескоп E-ELT и его американский аналог TMT.