Мекка преференциальных режимов
Эксперты — о том, как привлечь на Дальний Восток еще больше инвесторов
Остров Итуруп. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Поворот на Восток требует ускорения развития и роста инвестиционного потенциала Дальнего Востока. Для этого регионам, ставшим восточным форпостом страны, следует идти на новые беспрецедентные меры по привлечению инвесторов и эффективнее решать кадровые задачи. Такие тезисы все чаще звучат с высоких государственных трибун. Подробнее — в материале ИА PrimaMedia.
Нас не догонят
Проекты по развертыванию территорий опережающего развития (ТОРов) для бизнеса дали свои плоды: ДФО — № 1 в стране по объемам инвестиций на душу населения. Но этих результатов становится недостаточно, говорит полпред президента РФ Юрий Трутнев. Впереди — более амбициозные цели. Эксперты считают, что регионам требуется идти на новые беспрецедентные меры по привлечению инвесторов и искать таланты.
Юрий Трунев. Фото: ИА SakhalinMedia
Идем на Восток
Привлечение инвестиций в регионы ДФО — один из ключевых для федеральных и региональных властей. На состоявшемся на прошлой неделе выезде на Сахалин полпред президента РФ Юрий Трутнев отметил, что даже не смотря на четвертое место региона в Национальном рейтинге инвестклимата “ещё точно куда есть расти”. Особенное внимание — ТОРу “Курилы”, где сложились одни из самых привлекательных в стране условий для развития бизнеса. Имеющиеся здесь возможности, на взгляд Юрия Трутнева, должны притягивать больше резидентов, потому работу по их привлечению необходимо вести интенсивнее.
Объекты, возведенные в рамках ТОР "Курилы". Фото: http://resident-sakhalin.ru
Пристальное внимание к вопросу привлечения инвестиций понятно. На состоявшемся в июне Петербургском экономическом форуме (18+) президент Владимир Путин объявил о планах увеличить объем инвестиций в стране к 2030 году в пять раз до 10 трлн рублей. Ключевую роль в этой работе с учетом нынешней внешнеполитической ситуации играют регионы ДФО.
“Уже несколько лет Дальний Восток остается лидером по привлечению инвестиций на душу населения. Западные границы закрылись для внешней торговли, и вектор инвестиционной политики Москвы повернулся в сторону Азии. Деньги вкладываются в улучшение инфраструктуры, развивается несырьевой сектор экономики — логистика, промышленность, оборонные предприятия работают в три смены”, — говорит директор департамента финансов Школы экономики и менеджмента ДВФУ Елена Бережнова.
Нефть, импортозамещение и стройка
По словам экспертов, ключевым для инвесторов в той же Сахалинской области стал нефтегазовый сектор. “Проект “Сахалин-2″ привлекает большое количество инвестиций в оборудование и инфраструктуру, за счет этого развивается территория. То же самое — в Магаданской области”, — отмечает Елена Бережнова.
Со временем, как отмечают эксперты, вслед за нефтегазовым сектором подтягиваются и другие инвесторы. Второе место и около 60% инвестиций в несырьевую экономику, как отмечает Елена Бережнова, приходится на проекты в сфере логистики. На третьем месте — дальневосточные предприятия, нацеленные на импортозамещение, в частности, занимающиеся выпуском пищевой продукции и других товаров, например, фармацевтики.
Прорывным эксперты называют совместный проект Сахалина и “ДОМ.РФ” по строительству жилого комплекса “Уюн-парк” в рамках программы “Доступное арендное жилье”. Он включит в себя шесть 17-этажных домов для 1,5 тысячи семей, первое заселение начнется уже через два года. Аренда квартир будет субсидироваться из федерального и регионального бюджетов, что позволит в несколько раз снизить для будущих жильцов ежемесячные платежи.
“Это прорывной опыт, который показывает высокий уровень компетенций в регионе — далеко не все регионы в принципе готовы реализовать подобные проекты. Факт его реализации подтверждает, что Сахалинская область способна встречать и содействовать реализации масштабных инвестпроектов”, — говорит Александр Кондрашин, экс-руководитель Агентства по привлечению инвестиций Якутии.
Быстрее, выше, сильнее
“Весь Дальний Восток является своеобразной Меккой разного рода преференциальных режимов. В ДФО созданы десятки ТОРов, две особые экономические зоны, Свободный порт Владивосток, технологическая долина “Русский”, офшор в Приморском крае, а в 2020 году вся российская Арктика получила статус особой экономической зоны. Конечно, в целом ТОР для Сахалина играет большую роль, однако задача, которая была на нее возложена, не решена”, — отмечает директор центра “Российская кластерная обсерватория” Евгений Куценко. Поэтому регионам ДФО, в том числе Сахалину, оказавшемуся в центре внимания Юрия Трутнева, необходимо ярче раскрывать своей потенциал.
Эксперт предлагает организовать “роуд-шоу” в странах потенциальных инвесторов. Например, по провинциям Китая, где размещаются интересующие компании. Или провести переговоры со штаб-квартирами конкретных фирм, чтобы пригласить их на свои площадки. Они впоследствии сами могут выступить “аттракционами” для других бизнесов. “Уже недостаточно работать из региона или Москвы”, — замечает Евгений Куценко. Также он предлагает рассмотреть более кардинальные меры: по аналогии с Московским медицинским кластером создать гибкую нормативную базу, которая позволит инвесторам опираться на законы их стран. “Это дополнительная ценность для инвестора, так как для него будут создаваться уже привычные для него институциональные условия. Правда, это сложный в реализации сценарий, требующий больших усилий в организационной и нормативной сферах”, — считает Евгений Куценко.
Эксперты заключают, что таким регионам, как Сахалинская область, являющимся важным политическим форпостом страны, можно подумать над переходом к более сильным решениям, например, полном обнулении налогов и взносов для инвесторов в несырьевые проекты. Болезненным, по словам Евгения Куценко, остается кадровый вопрос, привлечение талантов потребует новых уникальных для территорий ДФО условий и возможностей.
Справка:
Национальный рейтинг инвестклимата 2023
Позиции регионов ДФО в топ-15:
- 4 место — Сахалинская область
- 9 место — Магаданская область
- 13 место — Приморский край
- 14 место — Хабаровский край
Обсудим?
Смотрите также: